Производители нижегородских вездеходов столкнулись с проблемами

«Лучше душу дьяволу продать». Нижегородские производители вездеходов — о проблемах

8 мая, 09:33
Выручка производителей вездеходов в Нижегородской области увеличилась за минувший год. Казалось бы — вот сфера, где импортозамещение удалось. Но, по данным NewsNN, в 2024 году компании столкнулись с острой нехваткой заказов.

В Нижегородской области работают три крупных завода-производителя вездеходов. «Нижегородский завод транспортно-технических машин» уже 35 лет производит снегоболотоходы, снегоходы и аварийно-спасательную технику. «Завод вездеходных машин» выпускает колесные вездеходы, вездеходы-амфибии и шнекоходы. Последние делаются на роторно-винтовом двигателе по уже подзабытым российскими конструкторами со времен распада СССР наработкам.

Молодое предприятие ООО «Энвикс», основанное конструктором Петром Ивановым, создает необычные вездеходы, которые фактически имеют функционал семи различных машин — от квадроцикла до амфибии. В марте этого года сообщалось, что в компании научились собирать подобный транспорт всего за три дня. И даже направили образцы уникальной техники на передовую российским военным.

Рынок вездеходов в цифрах
Бизнес Веткор

Кто закупает продукцию таких заводов? Судя по открытой информации, крупные российские госкорпорации — в частности, «Роснефть» и «Газпром». Им вездеходы нужны для эффективной работы на новых месторождениях. Также подобный транспорт пользуется спросом у спасателей, в чьи задачи входит работа в любой местности, в том числе труднопроходимой.

Дорогое ли это удовольствие? NewsNN изучил сайты компаний и выяснил, что самые дешевые нижегородские вездеходы стоят от 1 млн рублей. В среднем цена одной спецмашины составляет 1,5-2,5 млн рублей.

«Сами все производим, все детали, никакого дефицита. Санкций не почувствовали в общем», — признается NewsNN генеральный директор НПО «Транспорт» Андрей Веселов.

Возглавляющий компанию Enwix Петр Кузнецов признался, что есть проблемы с одной из комплектующих — узлами. Но не из-за санкций.

«У нас большая потребность в мостах УАЗ, они нужны для всех моделей. Но заводы сейчас работают в основном на оборону страны, поэтому их на рынке все меньше и меньше, иногда прям не найти», — пояснил он.

По данным базы контрагентов Rusprofile, дела у нижегородских предприятий идут успешно. И выручка двух из трех компаний с 2022 года в среднем выросла более чем на 15%. По оценкам Торгово-промышленной палаты, рынок вездеходной техники в России стоит уже около 24 млрд рублей.

Но проблемы у этого бизнеса тоже имеются. Исследователи считают, что государству нужно как минимум в два раза больше такой техники, чем ее сейчас производят. Но руководство нижегородских предприятий рассказало NewNN, что в 2024 году с трудом находит новых клиентов.

«Какая от государства может быть помощь? Только госзаказ и снижение налогов! Когда появится гарантированный заказ на долгий срок, вырастут его объемы, тогда развивать производство будет проще», — считает гендиректор ООО «ЗВМ» Алексей Аникин.
«Госкорпорации сейчас реже заказывают у нас технику, потому как приоритеты изменились с началом СВО. Большие средства идут туда. Продажи упали, и растет лишь объем покупок запчастей. Но я не знаю, как это исправить. Иногда кажется, что прибегнуть к господдержке — все равно, что продать душу дьяволу. Или даже подарить», — говорит Веселов.
«Мы готовы делать сколько угодно и чего угодно, но нужны рынки сбыта. Может быть, госзаказ, но напрямую мы пока не готовы с ним работать, нет полной уверенности, что уложимся в сроки», — заметил Иванов.

Субсидий и программ, решающих проблему, на региональном уровне пока нет. Но, как выяснил NewsNN, о нуждах предпринимателей знают на федеральном уровне. К примеру, в Торгово-промышленной палате России говорят, что помогают отрасли с разработкой нормативно-правовых актов и новыми рынками сбыта.

«Мы фактически помогаем поставщикам и производителям найти друг друга. Также мы продвигаем интересы производителей данного вида техники через выставки и ярмарки. Многие производители данной отрасли являются членами ТПП, мы также помогаем найти выходы на новые региональные рынки и помогаем с зарубежными рынками, я имею ввиду страны ШОС, БРИКС и СНГ», — рассказал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Илья Зубков.

Он также советует производителям присмотреться к компаниям, которые работают в Арктике. Все-таки сейчас девять российских регионов полностью или частично находятся в арктической зоне. Выдерживать суровый климат этих мест и справляться с бездорожьем могут только либо вездеходы, либо вертолеты.

«В арктическом регионе растет добыча полезных ископаемых, реализуются крупные инфраструктурные проекты, строятся новые дороги. Безусловно, это еще один драйвер СКЛ для развития потребления вездеходной техники. В ближайшие 10 лет будет потребность порядка 20 тысяч вездеходов, если прибавить к этому другие субъекты РФ плюс гусеничную технику, мы видим здесь потенциал и объем рынка на предстоящие годы», — считает Зубков.

Он добавил, что в семи из девяти северных районов работают Торгово-промышленные палаты. Они стремятся усилить горизонтальное взаимодействия всех заинтересованных сторон в целях развития арктической зоны России. А профильные комитеты и советы в этих регионах помогают выработке нормативно-правовых документов для развития отрасли.

#Видео #Эксклюзив #Алена Глазкова #Аналитика #Нижний Новгород #Нижегородская область #Россия #ТПП #Поддержка #Бизнес #Вездеходы #Игорь Зубков #АНдрей Веселов #Петр Иванов
Подпишитесь