21 апреля мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев в своем Telegram-канале объявил о завершении отопительного сезона. Отключение тепла было намечено на 25 апреля и связано с большим количеством заявок от жителей города, которым стало жарко в своих квартирах. К тому времени среднесуточная температура воздуха на протяжении недели превышала установленный норматив.
Однако уже тогда часть нижегородцев была не согласна с решением властей. По данным опроса NewsNN, в котором приняли участие 529 человек, 38% — выступали за продление отопительного сезона. 27% респондентов высказались, что батареи нужно было выключить уже давно, а 23% — согласились с датой остановки подачи тепла. Еще 12% нижегородцев затруднились с ответом, так как не зависят от централизованной системы отопления.
Но уже 1 мая стало известно о грядущих заморозках до -4 градусов. Жители Нижнего Новгорода начали бить тревогу в соцсетях у губернатора Глеба Никитина.
5 мая мольбы нижегородцев были услышаны и Шалабаев принял решение возобновить отопительный сезон. В список объектов, в которые планировалось вернуть тепло, вошли социальные учреждения и часть многоквартирных домов.
«Напомню, что процесс это небыстрый. Часть котельных уже ушла в ремонт, поэтому включить отопление везде не получится. Но там, где это возможно, ресурсоснабжающие организации сделают это оперативно», — добавил мэр.
Но, несмотря на распоряжение Шалабаева, нижегородцы по сей день мерзнут в своих домах и буквально умоляют дать тепло в квартиры, школы и детские сады.
Но так ли легко взять и включить отопление на целый город и вернуть тепло людям практически одним днем? Об этом NewsNN узнал у специалистов.
В «Теплоэнерго» пояснили, что пуск и отключение тепла — действительно, довольно сложные технологические процессы. По словам специалистов, завершить отопительный сезон, а потом включить все обратно — крайне сложно и не всегда технически возможно.
«По завершении сезона ресурсоснабжающие и жилищные организации приступают к работе по подготовке к новому отопительному периоду: проводят необходимые регламентные ремонтные работы на трубопроводах и оборудовании, обязательные гидравлические испытания сетей. Все графики работ согласуются и координируются со смежными организациями», — рассказали в «Теплоэнерго».
В организации добавили, что на короткий межотопительный период для них поставлена важная задача — подготовиться к новому отопительному сезону. Поэтому если котельная, к которой подключен дом, уже выведена в профремонт, то вернуть отопление технически невозможно.
В Ассоциации пяти домоуправляющих компаний Нижнего Новгорода рассказали, что с их стороны отключение отопления происходит путем закрытия запорной арматуры на вводе в многоквартирные дома. После этого коммуникации подготавливают к промывке и опрессовке внутренних систем центрального отопления, далее прекращается подача нагретого теплоносителя от источников теплоснабжения — котельных и ТЭЦ.
«Для возобновления подачи отопления необходим нагрев теплоносителя на источнике тепла — в котельных. Возобновление подачи тепла возможно в тех домах, где имеется техническая возможность, то есть не начаты ремонтные работы», — пояснили в организации.
Также в Ассоциации уточнили, что всего в период с 1 по 6 мая по вопросу отопления в домах было подано 910 обращений:
Но всегда ли было так, что нижегородцы оставались недовольны сроками отключения отопления в весенний период и просили вернуть его обратно из-за резких холодов? Об этом NewsNN поговорил с экс-мэром Нижнего Новгорода, депутатом Законодательного собрания Нижегородской области Юрием Лебедевым. Он возглавлял город с 1998 по 2002 год.
«Да, такое было в год, когда я только стал работать мэром, нас тогда жестко раскритиковали. Мы такое решение приняли: когда на улице было тепло и положенные +8 градусов держались несколько суток, мы просто на день отключали котлы, то есть, газ выключали. А насосы „гоняли“, чтобы отопление можно было включить в любой момент. А ночью опять включали, подогревали. И уже когда становилось совсем тепло, полностью все отключали», — рассказал политик.
Лебедев добавил, что данные меры предпринимались, в том числе, из-за сложности технического процесса повторного запуска тепла.
«Если котельную остановить, большую квартальную, например, то нужно будет очень много времени для того, чтобы ее запустить. Это очень много работы, это накладно даже больше не с точки зрения финансов, сколько с точки зрения организации. Но, извините, и люди за это деньги платят», — рассуждает экс-мэр.
Почему городские власти отошли от схемы, введенной Лебедевым, политик ответить затруднился. Возвращаясь к вопросу критики со стороны жителей, он вспоминает, что с недовольными нижегородцами приходилось встречаться не в интернете, а лицом к лицу.
«Я в свое время делал следующие вещи: раз в квартал проводил приемы в каждой районной администрации. Они проходили с 9 часов утра и до 12 ночи. На встречи стабильно приходило 250-300 человек. Туда помимо меня еще приходили и замы, руководители департаментов по разным направлениям», — говорит собеседник NewsNN.
По его словам, такие личные встречи проходили очень эффективно — порядка 80% проблем нижегородцев решалось. Однако Лебедев не умоляет и достоинств современных способов связи народа с градоначальниками.
«Сейчас, когда есть интернет, можно „достучаться“ буквально в течение одной минуты. Можно написать в соцсети главе города, губернатору, президенту. Это очень хорошо и для власти, в том числе. Приходится, конечно, шевелиться — на то она и власть, для этого ее и выбирали», — заключил депутат.