Что такое готовый бизнес и зачем его покупать
Готовый бизнес — это уже работающий бизнес, имеющий налаженные процессы, оборудование, клиентскую базу, контракты с поставщиками и выраженные финансовые показатели. Новый владелец берет на себя управление и продолжает развивать дело.
«Для начинающих предпринимателей, у которых уже есть подтвержденный спрос на продукцию или услугу, это возможность быстрее начать работать с клиентами, исключив из процесса запуска бизнеса вопросы логистики и период запуска», — говорит предприниматель и бизнес-трекер Иван Холодилин.
Руководитель категорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса „Авито“ Илья Дудковский советует рассматривать для покупки такие направления, где у вас уже есть опыт, квалификация или хобби. Когда выбрана ниша, подумайте, сколько вы готовы потратить на покупку и сколько хотите получать выручки.
По словам бизнес-брокера компании «Бизнес-решение» Андрея Афанасенко, готовый бизнес с прибылью от 100 тысяч рублей в месяц и сильной командой сегодня стоит от 2 млн рублей. При этом существует негласное правило: он должен окупиться в течение двух лет. Оптимальный срок — от 15 до 18 месяцев.
«Сейчас дорого делать ремонт, нужно время, чтобы выстроить бизнес, который будет приносить деньги. Никто не будет продавать дешево то, что действительно работает и приносит прибыль, если не случилось форс-мажорной ситуации», — говорит Афанасенко.
Где искать готовый бизнес
Афанасенко рекомендует три площадки, где можно найти объявления о продаже готового бизнеса:
Авито — более 252 тысяч объявлений по всей России, собранные по категориям;
ЦИАН — здесь чаще всего продают арендный бизнес;
БИБОСС — более 6 тысяч объявлений продажи от онлайн-школ до производств.
Важно понимать, что продажу бизнеса могут осуществлять как частные лица — владельцы компании, так и бизнес-брокеры — специализированные агентства, которые помогают владельцам с проведением продаж, организовывают показы объектов, консультируют потенциальных покупателей, составляют договоры и управляют всем процессом сделки, за свою работу они получают комиссию.
Ваша задача — выбрать несколько готовых бизнесов, которые соответствуют вашим критериям, и составить рейтинг от более к менее подходящему. На Авито этот процесс упрощается за счет функции сохранения объявлений в «Избранное». Это в свою очередь повышает шансы на получение уникальных предложений от владельцев бизнеса, включая скидки, профессиональные консультации или возмещение издержек, связанных с юридическим оформлением сделки.
Лучшее предложение бывает сложно найти с первого раза. В этом случае вы можете расширить список площадок или повторить поиск через несколько дней, когда появятся новые объявления.
Что спросить у продавца и как проверить бизнес
Адвокат Яна Воробьева отмечает: все риски, связанные с неполучением информации об объекте продажи лежат на покупателе. Например, ситуация: покупатель приобрел готовый бизнес, а спустя время узнал, что у компании есть серьезные долги.
«Явно, что продавец намеренно утаил данную информацию. Что делать? Можно ли на этом основании расторгнуть договор? Закон и судебная практика однозначно говорит, что нельзя. Объем запрашиваемой информации об объекте продажи определяет покупатель самостоятельно. Не проверил — сам виноват», — говорит Воробьева.
Чтобы подобные нюансы не вскрылись позднее, необходимо провести экспресс-скрининг — проверить отзывы, финансовые показатели, условия аренды, репутацию, трафик. Илья Дудковский советует обратить внимание на несколько вещей.
Сложности, связанные с изменением законов, рассматриваются как негативные — например, компания сдавала в аренду дроны, а власти ввели запрет на «полеты». Поэтому перед вложением средств в бизнес, Дудковский рекомендует изучить касающиеся отрасли законы, а также законы, которые планируют принять.
«Стоит обратить внимание и на количество продаваемых аналогичных бизнесов, возможно, предприниматели столкнулись с большим количеством критических для бизнеса сложностей, и это стало основанием для продажи», — говорит Холодилин.
«Когда мы с партнерами продавали часть наших бизнесов, то действующих предпринимателей интересовала в первую очередь реальная картина трафика, а затем уже перечень оборудования и товарные запасы», — подчеркивает Холодилин.
Лайфхак для сферы торговли или общепита — сделайте покупку утром и вечером, а затем посчитайте разницу между номерами чеков — столько покупателей было за день.
«По большому счету, есть только один оценочный параметр, всерьез интересующий инвестора при принятии решения о покупке актива, — величина чистого денежного потока, который генерирует бизнес в рассматриваемом горизонте планирования. И разницы нет, речь идет об объекте МСП или о долевом участии в бизнесе транснациональных корпораций», — говорит ведущий научный сотрудник Лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН Сергей Гатауллин.
Холодилин также советует узнать количество регулярных клиентов, условия заключения договора аренды, уточнить, какие каналы продвижения работали и какие не сработали, узнать, что наиболее ценит покупатель в данном продукте или услуге.