Posted 9 апреля, 12:28

Published 9 апреля, 12:28

Modified 9 апреля, 12:33

Updated 9 апреля, 12:33

На что обратить внимание при выборе бизнеса для покупки — советы экспертов

На что обратить внимание при выборе бизнеса для покупки — советы экспертов

9 апреля 2024, 12:28
Фото: Изображение Midjourney.
Покупка готового бизнеса — это возможность войти в предпринимательство с минимальными усилиями и максимальным потенциалом для успеха. Однако, как и в любой сфере, здесь есть свои подводные камни. Где найти готовый бизнес, на что обратить внимание и что спросить у продавца — рассказали эксперты.

Что такое готовый бизнес и зачем его покупать

Готовый бизнес — это уже работающий бизнес, имеющий налаженные процессы, оборудование, клиентскую базу, контракты с поставщиками и выраженные финансовые показатели. Новый владелец берет на себя управление и продолжает развивать дело.

«Для начинающих предпринимателей, у которых уже есть подтвержденный спрос на продукцию или услугу, это возможность быстрее начать работать с клиентами, исключив из процесса запуска бизнеса вопросы логистики и период запуска», — говорит предприниматель и бизнес-трекер Иван Холодилин.

Руководитель категорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса „Авито“ Илья Дудковский советует рассматривать для покупки такие направления, где у вас уже есть опыт, квалификация или хобби. Когда выбрана ниша, подумайте, сколько вы готовы потратить на покупку и сколько хотите получать выручки.

По словам бизнес-брокера компании «Бизнес-решение» Андрея Афанасенко, готовый бизнес с прибылью от 100 тысяч рублей в месяц и сильной командой сегодня стоит от 2 млн рублей. При этом существует негласное правило: он должен окупиться в течение двух лет. Оптимальный срок — от 15 до 18 месяцев.

«Сейчас дорого делать ремонт, нужно время, чтобы выстроить бизнес, который будет приносить деньги. Никто не будет продавать дешево то, что действительно работает и приносит прибыль, если не случилось форс-мажорной ситуации», — говорит Афанасенко.

Где искать готовый бизнес

Афанасенко рекомендует три площадки, где можно найти объявления о продаже готового бизнеса:

Авито — более 252 тысяч объявлений по всей России, собранные по категориям;

ЦИАН — здесь чаще всего продают арендный бизнес;

БИБОСС — более 6 тысяч объявлений продажи от онлайн-школ до производств.

Важно понимать, что продажу бизнеса могут осуществлять как частные лица — владельцы компании, так и бизнес-брокеры — специализированные агентства, которые помогают владельцам с проведением продаж, организовывают показы объектов, консультируют потенциальных покупателей, составляют договоры и управляют всем процессом сделки, за свою работу они получают комиссию.

Ваша задача — выбрать несколько готовых бизнесов, которые соответствуют вашим критериям, и составить рейтинг от более к менее подходящему. На Авито этот процесс упрощается за счет функции сохранения объявлений в «Избранное». Это в свою очередь повышает шансы на получение уникальных предложений от владельцев бизнеса, включая скидки, профессиональные консультации или возмещение издержек, связанных с юридическим оформлением сделки.

Лучшее предложение бывает сложно найти с первого раза. В этом случае вы можете расширить список площадок или повторить поиск через несколько дней, когда появятся новые объявления.

Что спросить у продавца и как проверить бизнес

Адвокат Яна Воробьева отмечает: все риски, связанные с неполучением информации об объекте продажи лежат на покупателе. Например, ситуация: покупатель приобрел готовый бизнес, а спустя время узнал, что у компании есть серьезные долги.

«Явно, что продавец намеренно утаил данную информацию. Что делать? Можно ли на этом основании расторгнуть договор? Закон и судебная практика однозначно говорит, что нельзя. Объем запрашиваемой информации об объекте продажи определяет покупатель самостоятельно. Не проверил — сам виноват», — говорит Воробьева.

Чтобы подобные нюансы не вскрылись позднее, необходимо провести экспресс-скрининг — проверить отзывы, финансовые показатели, условия аренды, репутацию, трафик. Илья Дудковский советует обратить внимание на несколько вещей.

  1. Причина продажи. К «хорошим» причинам можно отнести эмоциональное выгорание или усталость владельца, изначальное открытие бизнеса с целью перепродажи, разногласия между партнерами, развитие продавцом другого проекта, а также личные причины — развод, болезнь, переезд, ситуация, когда срочно нужны деньги.

Сложности, связанные с изменением законов, рассматриваются как негативные — например, компания сдавала в аренду дроны, а власти ввели запрет на «полеты». Поэтому перед вложением средств в бизнес, Дудковский рекомендует изучить касающиеся отрасли законы, а также законы, которые планируют принять.

«Стоит обратить внимание и на количество продаваемых аналогичных бизнесов, возможно, предприниматели столкнулись с большим количеством критических для бизнеса сложностей, и это стало основанием для продажи», — говорит Холодилин.
  1. Отзывы и репутация. Посмотрите отзывы о бизнесе на Google Картах, Яндекс Картах, 2ГИС и других сервисах. Особенно это важно для компаний потребительского сектора: магазинов, кафе и ресторанов, салонов красоты и ПВЗ. Если оценки низкие, будет сложно изменить ситуацию.
  2. Локация и трафик. Для ритейла и общепита локация очень важна — от нее будет зависеть количество посетителей и выручка. Оценить пешеходный трафик можно онлайн, например, в приложении gisbuyer. Однако желательно лично выехать на место: осмотрите окрестности, оцените количество офисных и жилых зданий, находящихся поблизости, выясните, сколько человек проходит мимо этого бизнеса, сколько из них относятся к вашей целевой аудитории.
«Когда мы с партнерами продавали часть наших бизнесов, то действующих предпринимателей интересовала в первую очередь реальная картина трафика, а затем уже перечень оборудования и товарные запасы», — подчеркивает Холодилин.

Лайфхак для сферы торговли или общепита — сделайте покупку утром и вечером, а затем посчитайте разницу между номерами чеков — столько покупателей было за день.

  1. Текущие финансовые показатели. Спросите у продавца о выручке, расходах, чистой прибыли, налогах и системе налогообложения. Перепроверить информацию можно на сервисах Rusprofile, СПАРК, Контур.Фокус.
«По большому счету, есть только один оценочный параметр, всерьез интересующий инвестора при принятии решения о покупке актива, — величина чистого денежного потока, который генерирует бизнес в рассматриваемом горизонте планирования. И разницы нет, речь идет об объекте МСП или о долевом участии в бизнесе транснациональных корпораций», — говорит ведущий научный сотрудник Лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН Сергей Гатауллин.
  1. Документы и контроль. Выясните, насколько легально ведется бизнес. Было бы неприятно приобрести готовый бизнес и столкнуться с претензиями налоговой или другого проверяющего органа. Спросите, какая система налогообложения, в каком виде ведется клиентская база, как часто проходят проверки, зарегистрирована ли торговая марка и т. д.

Холодилин также советует узнать количество регулярных клиентов, условия заключения договора аренды, уточнить, какие каналы продвижения работали и какие не сработали, узнать, что наиболее ценит покупатель в данном продукте или услуге.

Подпишитесь