Жители Нижнего Новгорода жалуются на дефицит качественной и доступной деловой одежды.
«Пошли с мужем покупать костюм, всю „Фантастику“ обошли, но обнаружили, что вариантов дешевле восьми тысяч рублей сейчас нет. Либо что-то совсем непрезентабельное продается. Человек с серьезной должностью такое носить не должен. Кроме того, крайне сложно найти пиджаки. Разве что очень маленьких размеров. Чуть лучше ситуация в частных небольших магазинчиках, но там абсолютно неизвестные никому бренды и большая вероятность наткнуться на паль», — рассказала Ксения К.
«Костюмы женские в продаже вроде бы есть, но цены значительно выросли, и сейчас это не бюджетная покупка. Многие пиджаки стоят дорожек курток. И качество далеко не всегда высокое», — поделилась впечатлением Дарья Н.
В нижегородских специализированных магазинах опровергли дефицит, но отметили, что в среднем цены на мужские пиджаки и брюки стартуют от 10 тысяч рублей. Костюмы двойки в среднем стоят 15-20 тысяч рублей. Одна из основных причин высокой стоимости деловой одежды — иностранные сырье и производитель.
«Наши производители — Сербия и Турция, переходить на что-то другое не хотим, чтобы не снижать уровень производства», — призналась управляющая магазином Good Mens в Нижнем Новгороде Светлана.
По данным стилиста Ирины Георгадзе, в магазин «Мазл Тов» в основном привозят костюмы из Турции. Магазин-ателье «Императорский портной» закупает ткани в Бельгии и отшивает саму одежду в Индии.
Как пояснил NewsNN бизнес-омбудсмен Нижегородской области Павел Солодкий, лишь в последнее время в регионе появились дизайнеры, которые создают одежду по собственным отечественным лекалам.
«Они не копируют, а фантазируют. Шьют потрясающие мужские и женские костюмы с русской изюминкой. И на встречах замгубернатора с бизнесом я видел немало таких дизайнеров — молодых амбициозных людей. Они смело проектируют, создают бренды, патентуют их. И это замечательно», — говорит собеседник NewsNN.
По данным регионального минпрома, в Нижегородской области работают около 100 предприятий легкой промышленности. Причем швейная и текстильная промышленность представлена довольно широко. Но, как выяснил NewsNN, в основном они создают текстиль и спецодежду. За пошив деловых костюмов готовы взяться немногие.
Фабрика «Элис» уже 30 лет специализируется на галстуках, но менеджер Александр признался, что ткань для такой продукции сейчас закупается исключительно в Китае.
«Шерстяные и шелковые ткани мы покупали в Германии и Италии. Но после того, как были введены санкции, поставщики перешли на более упрощенный ассортимент, ищут, кого нам продавать. Что касается производства, то с конца 90-х годов до сего момента Россия почти не занималась развитием легкой промышленности. Все, что было в советские годы, уже не функционирует нормально. Сотрудников достаточно, но этого мало, нужны знания и технологии, чтобы не воспроизводить качество 80-х годов», — прокомментировала ситуацию нижегородский дизайнер Оксана Косарева.
«Ключевая проблема в технологиях. Сырье можно найти, если не можете отечественное взять — параллельный импорт существует, дешевые, но неплохие корейские и китайские ткани. А вот технологий и рук не хватает. В России очень мало высокотехнологичных производств. Массовое еще можно найти, а индивидуальное — только за границей на высокотехнологичных цифровых производствах (прежде всего, китайских). Все, что в России осталось передового, работает не на гражданку», — считает другой нижегородский дизайнер Ольга Парле.
Косарева и Парле не исключили, что для восстановления легкой промышленности в России необходима помощь государства.
«Нагнать 30 лет будет непросто, но это возможно, если найдутся такие люди-патриоты — богатые и самоотверженные», — отметила Косарева.
По мнению Парле, нужны большие инвестиции в отрасль, которые позволят создать производства на уровне Китая и выше.
Эксперты из отрасли говорят, что правительство уже делает шаги для поддержки. В марте 2024 года в «Экспоцентре» была представлена новая Стратегия развития текстильной и легкой промышленности. В ней обозначены меры, которые способствуют импортозамещению. В том числе, позволяющие нарастить производство синтетических и смесовых тканей, так как все условия для этого есть. Предполагается, что это позволит компаниям снизить издержки, зависимость от внешних факторов, а также увеличить объемы выпуска.
«Вспомните про годы пандемии или пик санкций, когда мы вынуждены были приспосабливаться к новой рыночной ситуации. Ведь Торгово-промышленная палата во-многом способствовала, чтобы предприятия спокойно обдумали ситуацию и вышли из тяжёлого положения, выдавая сертификаты и заключения о форс-мажоре, не давая так скажем регуляторам применять к отдельным предприятиям штрафные санкции. Второе большое направление, чем помогает ТПП нашим предпринимателям, это так скажем лоббирует их интересы в Фонде развития промышленности», — отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты России Владимир Падалако.
По мнению Падалако, Россия может занять большую долю рынка в сегменте искусственных материалов и со временем стать «несомненным лидером». Также развитию отрасли способствует развитие лесной промышленности, нефти, газа и химии.