Археологическая экспедиция Нижегородского музея-заповедника с 2023 года работает на правом берегу Оки в Вачском округе на местах финно-угорского могильника. О том, что в этом месте находится памятник археологии, ученые узнали от местного краеведа, который увидел подозрительных людей с лопатами и сообщил об этом в музей.
«Когда мы приехали на указанное место, копателей уже не было, мы осмотрели территорию, зафиксировали разрушения, собрали выброшенные ими вещи, заложили шурфы для определения границ памятника», — рассказала NewsNN старший научный сотрудник Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника Анастасия Швецова.
В 2024 году специалисты обнаружили женское погребение муромки, которое также полностью разрушили «черные копатели». Со слов археолога, на месте захоронения остались фактически руины.
«Часто бывает очень обидно видеть навсегда утраченный научный потенциал разрушенных погребений. Женщина была в полном костюме: с головными украшениями, поясным набором, украшениями рук и обуви. От всего этого нам остались только обломки. Металл был не очень хорошей сохранности — ни выставить, ни продать. Копатели выкинули вещи, а наши реставраторы смогли бы их спасти, и мы бы показали в музее реконструированный костюм муромки — это было бы своего рода сенсацией», — поделилась собеседница NewsNN.
Люди с лопатами также погубили антропологический потенциал находки — у погребенной женщины остались пряди волос, которые можно было отправить на генетическую экспертизу. Из-за разрухи это сделать уже невозможно.
Далеко не все люди с металлоискателем и лопатой могут называть себя археологами или историками. Если нет разрешения на раскопки, то это «черные копатели» и, по мнению археологического сообщества, они вредят прошлому.
Черный копатель — тот, кто покупает металлоискатель и отправляется на места памятников археологии, где хранятся реликвии старше 100 лет, чтобы их выкопать. После эту находку он либо продает на черном рынке, либо оставляет себе ради коллекционирования.
«Чаще всего это что-то сродни азарту — человеку интересно самому найти предмет старины. При этом не важно что, но лучше что-то интересное и красивое, чтобы можно было похвастаться или было приятно держать в руках. Но могут собирать и целенаправленно что-то конкретное, например, коллекцию нательных крестов или монеты. Есть и, так скажем, „продвинутые“ коллекционеры, которые за большие деньги готовы купить какую-то конкретную вещь и для поиска нанимают черных копателей» — объяснила Швецова.
В социальных сетях есть множество тематических пабликов, где копатели публикуют находки, чтобы их продать. NewsNN попытался связаться с авторами постов, но они не захотели общаться. Более того, большинство подобных записей делают с фейковых аккаунтов.
Кладоискатели часто называют себя историками или археологами, не имя при этом должного образования или лицензии. Разница между настоящими учеными и «черными копателями» проста: первые исследуют территорию, чтобы воссоздать картину прошлого, а вторые — чтобы на этом поживиться.
«Археолог проводит раскопки с научными целями, собирая и фиксируя в процессе работ информацию об исследуемом памятнике археологии, которым может быть место жизни древнего человека (стоянка, поселение, селище или городище), место производственной деятельности или место захоронения (могильник)», — рассказала собеседница NewsNN.
Одну из самых значимых реликвий за последние пять лет археологи обнаружили во время раскопок в городище «Городок» в 2022-м в Нижнем Новгороде. На этом месте в будущем построят IT-кампус «Неймарк».
Археологическое сообщество не скрывает результаты своих исследований. По словам эксперта, чаще всего в слое грунта находят останки разбитой в далеком прошлом посуды, черенки ножей, гвозди, части замков и прочие бытовые предметы. Ими пользовались люди сотни лет назад, а позже вещи оказывались в грунте из-за деятельности человека или природных явлений. Золото и монеты найти труднее, потому что как правило эти вещи оказывались под землей в результате потери.
Использование металлодетектора регламентировано законодательством, и пользоваться им можно только в том случае, если есть специальное разрешение — «Открытый лист». Его выдают ученым-археологам, имеющим соответствующее образование, опыт работы и разрешение Министерства культуры РФ. Однако копать запрещено не везде.
«Если у человека нет „Открытого листа“, то он теоретически может копать там, где точно нет культурного слоя старше 100 лет. Например, на дачном участке или на пляже. Но вопрос в том, как он узнает наверняка. То есть, начав раскопки там, где ему вздумается, он может нарушить культурный слой и, следовательно, нарушить законодательство», — пояснила Швецова.
Первое, что необходимо сделать, если случайно наткнулись на ценную вещь — сфотографировать ее, а также все, что находится вокруг этого места. После обязательно нужно сообщить о находке и передать снимки либо в управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, либо в государственный историко-архитектурный музей заповедник.
В ГУ МВД по Нижегородской области рассказали NewsNN, что порядок действий правоохранительных органов такой же, как и при любом правонарушении. Полицейские принимают заявление, отправляются на место происшествия и опрашивают свидетелей. Более того, туда также могут пригласить археолога, чтобы тот оценил ущерб, который нанесли «черные копатели».
Злоумышленники часто являются «профессионалами» своего дела, и поймать их бывает не так-то просто. Раскопки чаще всего происходят за пределами города, поэтому когда сотрудники правоохранительных органов приезжают на место, «черных копателей» там уже нет, а все следы заметены.