Конференция была поделена на несколько блоков. На мероприятии выступили спикеры от торговли, производства и представители власти. Участникам рассказали об основных аспектах сотрудничества, порядке отбора поставщиков, условиях партнерства и мерах поддержки со стороны X5. Кроме того, 19 производителей из Нижегородской области представили свою продукцию в зоне дегустации.
Про то, как выделится на фоне других поставщиков и как специалисты X5 помогают своим партнерам, рассказала руководитель управления «Свежая продукция» территории «Волга» торговой сети «Пятёрочка» Александра Коновалова.
«Даже на локальной территории поток производителей огромный. В связи с этим предприниматели должны обязательно понимать, с чем они приходят на рынок и в каком ключе будут развивать продукт. Нужно оценивать свою представленность в торговле, какую нишу предприниматель занимает. Иногда к нам приходит поставщик, метящий в высокий ценовой сегмент, но мы вместе в процессе обсуждений понимаем, что ценовую категорию стоит изменить. Кроме того, нам как ритейлеру хочется видеть на рынке уникальные продукты, новинки, в продвижении которых мы поможем», — пояснила Александра Коновалова.
Сеть «Перекрёсток» нацелена на продвижение CVP-продуктов. Такие товары предполагают избирательное потребление, но клиент получает от них уникальные эмоции. Команде X5 важно наполнить полки магазинов особенными продуктами, откликающимися покупателям, и при этом поддержать малый и средний бизнес.
«Мы пытаемся продвинуть уникальные товары предпринимателей. Буквально 15 лет назад крупным торговым компаниям не нужны были поставщики без опыта. Сейчас же, когда к нам приходят и говорят „мы нигде не продавались“, мы отвечаем „вот, именно вас мы и ждали“», — поделился категорийный директор торговой сети «Перекрёсток» Антон Чижов.
Кроме того, X5 развивает формат агроконтрактов, которые представляют собой соглашение между торговой сетью и производителями сельхозпродукции. Документом определяются объемы предстоящего урожая и фиксированная цена. Такой формат сотрудничества позволяет совместно планировать посадки различных культур и сортов, а также предоставлять возможности для авансирования и полной поддержки договора со стороны торговой сети на всех этапах выполнения.
«Мы фокусируемся на партнерских отношениях с нашими производителями, что позволяет получать оптимальную себестоимость и улучшать точность прогнозирования. В частности, агроконтракт предполагает стабильный рынок сбыта, возможность расширения производственных мощностей за счет длинного горизонта планирования. Подобный договор подразумевает авансирование и сопровождение на всех этапах», — сообщила руководитель управления категории «Фрукты-Овощи» территории «Волга» торговой сети «Пятёрочка» Анна Шкрыль.
На сегодняшний день на полках торговых сетей Х5 представлены товары 3,7 тысяч предприятий малого бизнеса, что составляет 53% от общего числа контрагентов компании. В 2023 году 18 новых предпринимателей из Нижегородской области начали сотрудничать с X5, а к концу года свою продукцию в магазины поставляли более 120 компаний региона, из которых около 70 являлись представителями малого бизнеса.
Еще одним важным направлением X5 является забота об окружающей среде и поддержка экологически чистых продуктов.
Так, в торговых сетях «Пятёрочка» и «Перекрёсток» была внедрена программа «Фермерский островок». Задача проекта — продвижение экологически чистых и полезных продуктов местных сельхозпроизводителей и других компаний, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых.
Отдельный акцент был сделан на ESG-инициативах торговых сетей, в том числе, разработке рекомендаций по экологичной упаковке и реализуемые благотворительные проекты.
«Стратегия устойчивого развития Х5 поделена на 4 блока: здоровье, планета, сообщество, сотрудники», — объяснила руководитель проектов департамента по взаимодействию с органами государственной власти Х5 Group Екатерина Бахарева.
X5 содействует развитию культуры добрососедства, продвигает идею фудшеринга (возможность передавать продукты нуждающимся), заботится о соблюдении замкнутого цикла переработки.
Кроме того, Екатерина Бахарева предупредила предпринимателей о новом законе сертификации органической продукции, согласно которому в маркировке могут быть использованы слова «биодинамический», «биологический», «экологический», только если товар обладает соответствующим сертификатом.