Posted 6 марта, 10:35

Published 6 марта, 10:35

Modified 6 марта, 10:37

Updated 6 марта, 10:37

Нижегородцы стали чаще обращать внимание на вкус питьевой воды

Нижегородцы стали обращать внимание на вкус воды

6 марта 2024, 10:35
Фото: 1MI
Нижегородцы стали чаще обращать внимание на вкус питьевой воды
Все чаще люди выбирая между водой из-под крана, родника и бутилированной выбирают третий вариант. За что на самом платит потребитель, из чего складывается стоимость конечного продукта, и с какими трудностями сталкивается бизнес данной отрасли — в материале NewsNN.

По данным консалтинговой компании «Neo Analytics», рынок упакованной воды в России оценивается почти в 450 млрд рублей. По мнению экспертов, за последние семь лет произошел рост в два раза, что объясняется «обелением» отрасли, инфляцией и проблемой изношенной водопроводной сети в регионах.

«Несмотря на все трудности, которые существуют, за последний год именно в сегменте воды произошла регистрация огромного количества новых отечественных продуктов, которые оказались востребованы, и это позволяет надеяться на то, что рынок будет развиваться и дальше», — говорит председатель Совета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Александр Борисов.

Тем временем, спрос на воду в бутылках растет, что ожидаемо увеличивает предложение. На данный момент в стране насчитывается порядка двух тысяч производителей упакованной воды. Однако, больше половины рынка приходится всего на 20 компаний. Первое место среди них занимает «Боржоми», вторыми и третьими по объемам продаж являются «Холдинг Аква» (бренды «Нарзан» и «Ессентуки») и «Аквалайф», выпускающая «Черноголовку».

Нижегородцам важен вкус воды

По словам директора по экономике нижегородской компании «Королевский источник» Ирины Пахомовой, на данный момент в регионе действительно прослеживается тенденция к росту показателей данной отрасли.

«Рынок питьевой воды имеет небольшой рост. Это, возможно, связано с уходом мелких компаний. В большом количестве случаев причиной стало введение маркировки на бутилированную воду компаниям, которые не имеют своего производства. Им попросту стало уже невыгодно работать, так как себестоимость воды выросла, а нижегородский потребитель не готов покупать дорогую воду», — рассказала собеседница NewsNN.

Компания «Королевский источник» имеет собственное производство — современный комплекс, расположенный в Нижегородской области. Питьевую воду предприятие добывает из собственной скважины. По словам Пахомовой, «Королевский источник» доставляет воду как в дома и офисы, так и в школы региона.

«Нижегородцы перестали пить просто для утоления жажды, им важен вкус — у нашей воды он, действительно, есть. Скважина, из которой добывается вода, находится в Воскресенском районе — это экологически чистое место. Мы специально выбирали территорию, где нет промышленных предприятий или загрязняющих факторов. Поскольку наша вода официально зарегистрирована как детская, то нашими клиентами являются не только простые потребители, ценящие качество, но и практически все школы области», — пояснила она.

Пахомова добавила, что нижегородцы за последнее время стали активнее заказывать бутилированную воду и тщательнее подходить к ее выбору. По ее словам, для потребителя важно понимание, что вода из артезианского источника. Также значимым фактором для покупателей является сервис по доставке воды на дом. Что касается, стоимости одной бутылки, то она складывается из нескольких факторов.

«Основой стоимости воды является логистика. Наш завод по розливу воды находится в Воскресенском районе Нижегородской области — это 160 км от Нижнего Новгорода, поэтому и себестоимость воды выше чем у производителей, которые находятся, например, в Городецком районе», — признается специалист.

Относительно моментов, связанных с трудностями регионального рынка, Пахомова отмечает, что отрасль имеет проблемы с нехваткой сотрудников.

«В настоящий момент существуют большие проблемы с кадрами: трудно найти водителей, грузчиков. Доставка бутилированной воды — это тяжелый труд, так как вес бутыли составляет 20 кг. Многие уходят в доставку еды, продуктов. Мы, например, купили новый автомобиль для того, чтобы доставлять воду, но водителя на него попросту нет», — делится собеседница NewsNN.

Пахомова добавила, что отрасль рассчитывает на поддержку государства.

«Отрасль долгое время была лишена какой-либо поддержки, так как реализация питьевой воды не относилась к общераспространенным полезным ископаемым. Поддержка государства для нас очень важна, ведь это возможности для новых проектов, обновления мощностей и увеличения ассортимента продукции», — заключила она.

Тренд — расширение размерного ряда

Компания «Архыз Оригинал» появилась 20 лет назад и изначально производила только один формат упакованной воды — «полторашку». На данный момент 1,5 литра — один из самых продаваемых на рынке. Сейчас предприятие выпускает 75 млн литров воды в год. Треть оборота приходится на пятилитровую упаковку и на 0,5. Также начала набирать популярность19-литровая тара, которую потребители активно используют в кулерах.

По данным исследований, трендом рынка последних лет стало расширение размерного ряда бутылок. В планах у «Архыз Оригинал» выпустить объемы «1,25» и «0,75».

«Есть на них спрос, и наша служба маркетинга сигнализирует про это. Возможно 0,5 литра для занятий спортом, для пробежки немного не хватает, а две бутылки, наверное, было бы непрактично», — рассказал заместитель генерального директора «Архыз Оригинал» по операционным вопросам Руслан Камбаров.

Трудности рынка

Игроки рынка называют бутилированную воду в России одной из самых зарегулированных отраслей. На не распространяется действие законов и нормативных актов из таких сфер как: пищевая промышленность, перерабатывающая, недропользование, экология и другие. В связи с тем, что законы меняются стремительно, и успевать за ними представителям данного бизнеса бывает довольно трудно. Например, с 2024 года по новым правилам за утилизацию упаковки отвечает ее производитель, а не производитель товара, как прежде. Если такой возможности нет, то придется заплатить экосбор.

«Работа с отходами должна вестись. Здесь вопрос именно в том, насколько стремительными шагами это будет развиваться. Мы понимаем, что когда ответственность от года к году может увеличиваться в пять раз, — это ненормально. Нормально — это когда есть четкий и понятный план, разложенный по годам, и производители могут заранее планировать свои активности», — говорит президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков.

На данный момент ТПП работает с сегментом упакованной воды по трем направлениям. Во-первых, помогает бизнесу найти общий язык между собой, а также с клиентом и государством.

«В межотраслевом смысле — это работа в рамках межотраслевого экспертного совета, где представлены основные национальные ассоциации производителей, поставщиков и вся торговля. Мы стараемся вот уже почти 10 лет разрешать конфликты, которые время от времени происходят между участниками рынка. Что касается интересов потребителей, здесь мы работаем с системой „Честный знак“, чтобы не допускать сложностей, которые возникают при функционировании этой системы и гарантируют безопасность и качество питьевой воды для потребителей. Третье направление — это работа с органами власти. Здесь она ведется и по техническим регламентам, по контролю за соблюдением законодательства о торговых марках и работа с Минпромторгом», — отметил председатель Совета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России Александр Борисов.

В Торгово-промышленной палате уточнили, что одна из их главных задач в рамках взаимодействия с сектором упакованной воды — сделать наименее безболезненными для игроков рынка изменения в законодательстве. По мнению ведомства, для этого безусловно важен диалог и взаимопонимание как внутри отрасли, так и предпринимателей с государством.

Нижегородцы стали чаще обращать внимание на вкус питьевой воды
Видео: 1MI
"