Posted 28 февраля, 05:46
Published 28 февраля, 05:46
Modified 28 февраля, 05:48
Updated 28 февраля, 05:48
«Деприватизация» может осуществляться либо со скрытыми преступными замыслами, которые будут объясняться «благими намерениями», либо, правда, искренним желанием властей улучшить жизнь в регионах.
Но в любом случае подобные «кейсы» вызывают беспокойство у предпринимателей и инвесторов, которые опасаются потерять контроль над своими активами. Более того, как показывает судебная практика, в случае подобного столкновения интересов государства и бизнеса, суды практически всегда встают на сторону прокуратуры и территориальных управлений Росимущества, что вызывает дополнительное беспокойство у представителей бизнес-сообщества.
Например, в Нижегородской области случился скандал вокруг изъятия трех старинных домов на улице Грузинской из-под контроля предпринимателя Дмитрия Дзепы. По сообщениям СМИ, причиной послужило ненадлежащее содержание объектов культурного наследия (ОКН).
Дома № 7б, 9в и 11, находящиеся в непосредственной близости от нижегородской синагоги, оказались в центре внимания. Согласно заявлениям Дзепы, он стал участником бизнес-проекта с компанией «Эгна-строй», планирующей построить 16-этажное здание в стиле ампир рядом с синагогой. Дзепа брался за расселение аварийных домов в обмен на долю в новом строении. Однако проект потерпел неудачу из-за финансовых проблем и ограничений на высоту застройки в историческом центре.
Ирония судьбы заключается в том, что в 2021 году эти дома были признаны объектами культурного наследия, чего Дзепа, по его словам, не знал до 2022 года. Он не согласен с результатами экспертизы и готов был продать дома региону по рыночной цене, но его предложение было отвергнуто. Ответственные ведомства считают, что цена, за которую он хотел продать дома, слишком высока для бюджета.
Возникает вопрос: кто имеет право на владение историей? С одной стороны, государство стремится защитить и сохранить культурное наследие. С другой, предприниматели, как Дзепа, видят в этом препятствие для своих коммерческих проектов. К тому же, как это согласуется с политикой государства на развитие предпринимательства и внутренних инвестиций?
Еще в 2021 году министр имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов заявлял, что власти области должны обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Глава ведомства пояснил, что для этого будет использован механизм реквизиции — то есть изъятия имущества. Потенциальными кандидатами на изъятие становятся заброшенные и неогороженные объекты, расположенные на красных линиях застройки и в зонах туристических маршрутов, потому что они представляют опасность для жизни горожан и гостей.
По словам министра, такое изъятие недвижимости не только улучшит облик города, но и обеспечит безопасность его жителей.
Кроме того, изъятие происходит не сразу.
«Если после неоднократного напоминания, выставления административных штрафов собственник ничего не делает с объектом, будем реквизировать», — заявил министр имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов.
Действительно, несколько таких случаев имели место в Нижнем Новгородом перед празднованием 800-летия, и еще будут — если учесть масштабные планы по изменению исторического облика Нижнего Новгорода.
Это неизбежно будет приводить к конфликтам с бизнес-сообществом, которое, несомненно, увидит в этом давление со стороны государства и попытку «тихого рейдерского захвата».
К счастью, в Нижнем Новгороде власти в большинстве случаев поясняют свою позицию и находят общий язык с предпринимателями. Но вниз по Волге есть и иная практика.
В Саратовской области деприватизация не только потенциальных культурных объектов, но и целых отраслей встала на поток. Областной прокурор Сергей Филипенко объявил настоящий крестовый поход, направленный на пересмотр итогов приватизации 90-х годов. Поддержали его в этих действиях не только глава облдумы Михаил Исаева, но и депутат Госдумы Николай Панков. По некоторым данным, такая позиция уже заинтересовала Генпрокуратуру, которая прислала в регион специальную проверку. Дальнейшая его судьба туманна, поскольку процесс начался окло трёх лет назад, но активно набирает обороты. И практически никому не удалось доказать законность решений 20-ти и 30-ти летней давности. Справедливости ради можно вспомнить примеры, когда суд все же вставал на сторону предпринимателей. В июле 2020 года судья арбитражного суда Саратовской области вынесла решение о передаче земельного участка под объектом торговли в государственную собственность.
Все ответчики подали на решение апелляционные жалобы, и в итоге апелляционный суд отменил решение областного арбитража. Требования Росимущества были отклонены, и Крытый рынок остался в частной собственности. Не избежали реприватизации владельцы портов, причалов, земель под старым аэропортом, и даже ресторанов и кинотеатров. Тяжёлое око государево стало в Саратовской области оком Саурона. Станет ли опыт Саратовской области модельным для Нижегородской — покажет время