По словам заместителя директора по социально-правовой работе Елены Давыдовой, в учреждении проживают дети с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники условно делятся на три категории: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, а также зачисленные на основании заявления родителей, которые не могут обеспечить постоянное сопровождение и уход за «особенным» ребенком дома.
«Всего в нашем детском доме проживает 151 воспитанник в возрасте от четырех лет. Лишь одна треть из них размещена по заявлению родителей. К нашим подопечным на выходные приезжают родственники. А на каникулы, праздники, выходные и отпуска могут и вовсе забрать их домой», — рассказала собеседница NewsNN.
В задачи госучреждения входят содержание, воспитание, реабилитация и образование воспитанников.
Прогулявшись по интернату, корреспондент увидел, что условия жизни в нем неплохие — в отделениях, где проживают дети, свежий ремонт, каждое отделение имеет свою кухню, оборудованную современной техникой, оборудованный класс для проведения занятий с воспитанниками, комнату для организации отдыха, досуга и самостоятельной деятельности ребят. Также в здании интерната имеется медицинское отделение, собственная парикмахерская, родительская комната, библиотека, медиа-класс, просторный спортивный зал и многое другое.
Образование ребят организовано на базе учреждения — детский дом имеем бессрочную лицензию на такую деятельность.
«Наша организация в этом плане уникальна. Мы стали учить деток гораздо раньше, чем другие интернаты и даже раньше, чем всех детей признали обучаемыми. На этом настоял наш директор», — отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Галина Тягунова.
Сейчас в детском доме обучаются 85 ребят, а одна воспитанница получает образование за его пределами. Занятия начинаются в 09:00 и длятся до 15:00. В среднем продолжительность урока составляет 30 минут. Во время занятий учитель проводит физкультминутки и пальчиковую гимнастику, т. к. утомляемость у ребят наступает быстро. Все дети обучаются по адаптированным образовательным программам начального общего образования с первого дополнительного до девятого класса (10 лет). Для ребят, которые не могут обучаться в классах, организовано индивидуальное обучение. Проводятся занятия с логопедом, психологом и дефектологом. Домашние задания программой не предусмотрены.
«Школа расположена на одном из этажей учреждения. Классы и кабинеты для занятий с коррекционными педагогами оснащены всем необходимым: мебелью, компьютерной техникой, учебной и художественной литературой, наглядным и демонстрационным материалом, играми и игрушками. Все-таки наши дети особенные и лучше воспринимают наглядную информацию», — пояснила Галина Тягунова.
Каждое отделение ребят живет по своему распорядку — режиму дня, в котором предусмотрено время для отдыха — тихий час. Отбой у всех в разное время — но не позже 23:00.
После тихого часа и обеда ребята посещают дополнительные занятия. В «Надежде» дети сами могут выбрать программу. Например, тут есть танцевальный зал, в котором занимается кружок «Жар-птица», спортивный зал — для развития общей физической подготовки, компьютерный класс с техникой Apple.
«Конечно, многому на дополнительных занятиях таких детей научить не получается — страдает внимание. Но потихоньку я добиваюсь того, чтобы они осваивали набор на клавиатуре и мышку, программы для рисования», — пояснила педагог по информатике.
Самые талантливые воспитанники показывают результаты своего творчества на соревнованиях регионального и всероссийского уровня. Например, хореографический дуэт «Жар-птица» — Анастасия и Ангелина — привез в интернат не одну награду.
«Я люблю танцевать. Фигура красивая становится. Это очень приятно», — говорит Настя.
«Мне просто всегда двигаться нравилось», — добавляет Геля.
Ежедневно с ребятами проводятся воспитательские занятия, на которых сотрудники дают азы юридической и правовой грамотности, прививают духовно-нравственные ценности, обучают навыкам ведения быта, приготовлению пищи. В обучении активно используются технические средства: проекторы, ноутбуки, планшеты, интерактивные панели.
Профессиональному развитию воспитанников в «Надежде» тоже уделяется большое значение. Систематически проводятся занятия по профориентации. Педагоги и воспитатели отслеживают умственное развитие ребят, и как только становится понятно, что ребенок может и хочет приносить обществу пользу, ему рекомендуют освоить профессию. Список пока невелик — дворник, уборщик территории и овощевод. К осени 2024 года перечень профессий, скорее всего, расширится — на данный момент администрация занимается дооснащением швейной, малярной и столярной мастерских.
Воспитанники трудятся в среднем по два часа в день, в соответствии с медицинскими рекомендациями. Ребята работают в учреждении и за его пределами. Директор «Надежды» Михаил Жинько утверждает, что берет каждого желающего трудиться в штат и начисляет ему зарплату.
«Деньги скромные, но в среднем они получают не менее МРОТ в месяц, пропорционально отработанным часам, стимулирующие выплаты, плюс пенсия», — отметил собеседник NewsNN.
Михаил Жинько добавил, что дом-интернат старается поддержать тех воспитанников, кто намерен начать самостоятельную жизнь. В учреждении имеется опыт с выводом наиболее сознательных и трудоспособных сирот на сопровождаемое проживание вне учреждения, с сохранением рабочих мест. Восемь молодых людей трудоустроены вне организации.
«В планах строительство нового жилого дома, в котором также планируется выделение жилых площадей для выпускников нашего учреждения и их вывод на сопровождаемое проживание», — пояснил Михаил Жинько.
Досуг в выходные дни старшие воспитанники планируют сами. Они активно посещают кинотеатры, театры, ходят на прогулки и экскурсии, в магазины за покупками. Воспитатели уверяют, что психологическое состояние детей в учреждении в норме и конфликты среди ребят случаются крайне редко.
«Коррекция поведения с нашей стороны очень мягкая. Живем как одна большая дружная семья», — рассказала NewsNN одна из воспитательниц.