Posted 10 февраля, 10:57

Published 10 февраля, 10:57

Modified 10 февраля, 10:59

Updated 10 февраля, 10:59

Как не стать жертвой телефонного мошенничества

Как не стать жертвой телефонного мошенничества

10 февраля 2024, 10:57
Фото: 1MI
Как не стать жертвой телефонного мошенничества

Легко потерять деньги, включившись в «игру» с преступниками

Судьи, журналисты, пенсионеры и студенты — никто не застрахован от телефонного «разбоя». Банки «умывают руки», отказываясь отменять транзакции, обвиняя жертв — вы все сделали своими руками.

По данным Центробанка, за первый и второй квартал 2023 года у клиентов банков мошенники похитили 8,1 млрд рублей, вернуть удалось только 4,5%. Всего за 2023 год россиян ограбили приблизительно на 19 млрд. Чаще всего мошенники использовали телефонный разговор, таких случаев 85%.

Как правило, люди, которым звонят или пишут мошенники, в тот момент дезориентированы, рассказал изданию NewsNN психолог Евгений Идзиковский. Они или напряженно думают о чем-то, или находятся в сложной ситуации, решая важные вопросы, другими словами, эмоционально заряжены. Психолог утверждает, что у телефонных мошенников схема «развода» похожа на цыганскую: нет определенной выборки, звонят, кому получится. Как и цыгане, которые подходят к каждому встречному. Мошенники делают сотни звонков в надежде встретить того, кто «откликнется» и станет участником их игры, которая заканчивается только тогда, когда вы сбрасываете звонок или теряете свои деньги.

Разные мошенники оперируют различными данными, получаемыми, конечно, преступным путем. Не стоит строить иллюзий, что тот, кто вам звонит, одинокий «воришка-форточник». Как правило, телефонные мошенники — это целые преступные группы, где каждый участник отвечает за свой фронт работ. Ведь зачастую вам могут назвать и номер вашего паспорта, и номера тех самых кредитных карт, с которых, возможно, в процессе разговора будут похищены ваши сбережения.

Так случилось, например, с Еленой Шиловой. Как ведущая новостей на радио она сама не только читала о таких разводках, но и рассказывала об этом в эфире и не думала, что может стать жертвой телефонного мошенничества. А в начале разговора с мошенниками даже успела про это пошутить:

«Позвонили мне днем, где-то в районе двух. Я была на тренировке в фитнес-зале, поэтому как-то была отвлечена, не поняла, кто звонит. Они представились работниками банка и сказали, что кто-то совершает какие-то операции с моими счетами, снимают с них деньги. Я посмеялась и сказала им: „Ну да, такая фраза всегда бывает у мошенников“. На это они ответили, что это не смешно, мол, это служба безопасности Сбербанка, назвали мои паспортные данные. Самое интересное — перечислили все мои карты, в каких банках они были, и даже знали, в каком банке какая сумма у меня лежит. Вот этот момент стал поворотным, я поверила, потому как подумала, что таким объемом информации не могут обладать мошенники. Далее они сказали, что пришлют какой-то код, его нужно назвать, и после они займутся операцией по приостановке изъятия средств со счетов.
Они прислали код, я его назвала, а далее они попросили назвать три цифры с обратной стороны карты, и это я тоже сделала. К тому времени мы уже проговорили минут 15 или 20, мне показалось, что я уже была под каким-то воздействием. Те знакомые, кто видел меня, уходя с тренировки, подходили ко мне, чтобы попрощаться и отмечали отсутствующий взгляд. Я вся была погружена в этот разговор. Звонок несколько раз прерывался, они мне снова перезванивали, предполагаю, делалось это для того, чтобы их не отследили. В общей сложности я проговорила с ними несколько часов, разговор был о разных счетах, разных картах. Была выжата, как лимон. Поскольку у меня определенный график работы, встаю я много раньше других, я легла спать в районе семи. И только проснувшись утром, вспомнив разговор, я поняла, что произошло».

По словам Елены, в ходе ее переговоров с мошенниками только один банк отреагировал и засыпал ее СМС-сообщениями о подозрительных операциях, происходящих в городе Санкт-Петербург. Там мошенники в этот момент покупали дорогие смартфоны, используя данные с карты Елены. Но поскольку она была полностью вовлечена в разговор, сообщения она не видела, слышала звуки СМС-оповещений, но не придала этому значения.

В тот день Елена потеряла 650 тысяч рублей. Она обращалась в банки, где ей сказали, что помочь не в силах, так как, по их мнению, Елена «сама» производила все операции. Заявление в полицию было написано, но вопрос открыт до сих пор, виновные не найдены и деньги не возвращены.

Это одна история из многих. Суммы, которые в совокупности теряют граждане России, колоссальны. Директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков, выступая в конце прошлого года на форуме «Территория финансовой безопасности 2023», высказал мнение, что банки также должны нести ответственность за средства, похищенные у их клиентов. Это замотивирует банки более эффективно бороться с мошенниками.

С июля 2024 года в России вступит в силу закон, который в прошлом году подписал президент Владимир Путин. По данному закону кредитные организации будут обязаны возвращать украденные средства своим клиентам, если они допустили перевод денежных средств на мошеннический счет, находящийся в особой базе Банка России. Им для возврата дается срок в 30 дней с момента, когда пострадавший написал заявление.

Возможно, теперь банки будут уделять больше внимание безопасности своих клиентов и дорожить их деньгами, как своими собственными.

Жизнь, безусловно, покажет, насколько изменится ситуация в данной сфере. К концу года мы будем иметь представление, работает новый закон или нет. Главное — помнить одно: мошенники тоже не стоят на месте, их методы «развода» постоянно развиваются. Психолог Евгений Идзиковский на это счет дает простой совет:

«В жизни, кроме мошенников, никому не надо, чтобы мы что-то сделали для себя. Если вам кто-то звонит и чего-то хочет от вас, он хочет это для себя, а не для вас, это критично понимать!»

Евгений Слепнев

"