Posted 23 января, 13:57
Published 23 января, 13:57
Modified 23 января, 13:59
Updated 23 января, 13:59
Обращение работников к администрации Чкаловской ЦРБ появилось в Сети 19 января. Из него стало известно, что ставка среднего медперсонала скорой помощи якобы составляет около 13,5 тысячи рублей. Поэтому сотрудники вынуждены перерабатывать, чтобы получить больше. У водителей при этом якобы отсутствуют стимулирующие выплаты за стаж и классность.
«Сейчас мне платят оклад 13,4 тысячи плюс ночные, санитарские, за категорию надбавки идут, федеральные доплаты. Набегает в месяц 28-32 тысячи рублей. Минус подоходный налог. Но это все равно немного. По данным Росстата, среднемесячная зарплата по Нижегородской области куда выше — 54,6 тысячи рублей», — рассказала NewsNN работница «скорой» из Чкаловска Светлана Г.
Кроме того, по словам медиков, постоянно не хватает бригад скорой помощи. Так как одну из машин якобы заставляют транспортировать пациентов на обследования или госпитализации в Нижний Новгород, Дзержинск, Заволжье и пр.
«В результате в районе остается одна, порой неукомплектованная, бригада, нагрузка на которую возрастает в разы. Возрастает недовольство пациентов качеством оказания медпомощи, а порой возникают и агрессивные выпады в адрес сотрудников ОСМП. Доплаты за это никакой нет», — сообщается в письме.
Также бригады жалуются, что им якобы годами не выдается зимняя спецодежда, не все автомобили «скорой» имеют зимний комплект резины, у машин отсутствует гараж.
Авторы обращения требуют от руководства повысить зарплаты сотрудникам «скорых» до 100% от одной ставки по региону или же платить бригадам сверхурочные за двойную ставку, а также решить остальные проблемы. Если требования проигнорируют, то сотрудники с 1 февраля откажутся от дополнительной работы, а также от выездов в неукомплектованных бригадах. Источник NewsNN утверждает, что медики неоднократно обращались к руководству больницы, но безрезультатно.
«Работала там несколько лет, потом была вынуждена переехать в другой город. Действительно, если вызывают не в свой день, никакой двойной оплаты нет, а ставки низкие на „скорых“. Чкаловск небольшой, выбора особо нет, поэтому и соглашаешься на такие условия. В последнее время было много желающих уйти, но уйти некуда», — рассказала NewsNN экс-работница станции Юлия М.
По словам главного врача Чкаловской ЦРБ Владимира Смирнова, письмо врачей скорой помощи «напыщенная статья, которая не соответствует действительности». В разговоре с NewsNN он добавил, что сейчас в больнице проводится проверка — проблемами заинтересовался профсоюз работников здравоохранения Нижегородской области. Информацию подтверждают и в самой организации — на днях юристы должны посетить медучреждение.
В минздраве Нижегородской области организовали проверку из-за обращения сотрудников. В больницу приедет комиссия из представителей министерства, профсоюза и внештатного специалиста по скорой помощи. Ревизоры проведут всестороннюю оценку условий труда, объемов работы, распределения нагрузки между сотрудниками, встретятся с коллективом.
«По результатам проверки будут приняты необходимые меры для создания удовлетворительных условий труда сотрудников», — отметили в пресс-службе регионального правительства.
Нижегородская область — один из немногих регионов, где есть региональная мера поддержки сотрудников системы здравоохранения, не работающих в системе ОМС. В частности, водителям «скорой» полагается выплата в размере 4,5 тысячи рублей (она не учитывается в заработной плате). Что касается остальных, то по постановлению правительства РФ от 31 декабря 2022, врачам начисляется дополнительно 11,5 тысячи рублей, среднему медперсоналу — семь тысяч рублей, младшему — 4,5 тысячи рублей.
Медицинский журналист Алексей Никонов предположил, что далеко не все претензии работников чкаловской «скорой» могут быть правдивы.
«Надо разбираться, но пока ощущение, что они сгребли в кучу все проблемы — от зарплаты до резины на машинах. Резину им точно меняют, машины перевели на газ. Плюс я иногда наблюдаю ситуацию обратную. Люди мало работают, но хотят много получать. Часто медсестры сравнивают оклады в ЦРБ и в больнице им. Семашко. Но в отделении ЦРБ, например, лежит восемь пациентов, а в Семашко — 30. И туда идти не хотят, „там работать надо, — рассказал он NewsNN.
К сожалению, бывает и так, что не все выплаты доходят до адресатов. Например, в 2020 году федеральные начисления своевременно не получили фельдшеры скорой помощи в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Возглавлявший тогда региональный минздрав Давид Мелик-Гусейнова говорил, что эта история — провокация. Тем не менее, прокуратура взяла ситуацию на контроль. И через два дня деньги дошли до работников.
В декабре 2023 года профсоюз медработников Нижегородской области проверил другую районную ЦРБ по жалобе медсестры. В результате женщина и ее коллеги получили «ранее невыплаченные средства» в размере 355 тысяч рублей.
Проблема маленьких зарплат и переработок на станциях скорой помощи — это федеральный тренд. Так считают юристы в независимом медицинском профсоюзе «Действие». Сопредседатель объединения Андрей Коновал сообщил NewsNN, что с декабря 2023 года в стране были объявлены уже четыре подобные акции. Не зная, как привлечь внимание к происходящему, врачи протестуют. Речь идет не о полноценных забастовках — работу никто не саботирует. Люди просто начинают трудиться строго в соответствии с должностными инструкциями. В профсоюзном движении это называется «итальянской забастовкой».
«Как отменили ковидные выплаты в России, достойной компенсации по деньгам в медицине не стало. Медики вновь получают нищенские зарплаты и работают на несколько ставок. Интенсивность труда высокая, эффективность снижается. Чиновники же, как правило, отчитываются обычно о выполнении „майских указов“ президента, исходя из средней зарплаты. А ведь она гораздо выше ставки! Все это приводит к протестам. Они возникают стихийно», — говорит Коновал.
По мнению собеседника NewsNN, социальное напряжение среди медиков спадет лишь тогда, когда увеличатся бюджеты районных больниц и повысятся оклады работников.
Экс-министр здравоохранения Нижегородской области Мелик-Гусейнов полагает, что работа «скорых» просто не оптимизирована. Поэтому медики там устают сильнее.
«Службу надо делать максимально эффективной. И существующим штатом можно справиться. Но людей все равно надо привлекать к работе на „скорой“. Там очень высокий процент текучки», — поделился Мелик-Гусейнов соображениями с NewsNN.
С точки зрения бывшего чиновника, оптимизировать работу помогут информационные технологии. В том числе, для более эргономичного использования машин и бригад в привязке к геолокации. Также было бы неплохо ввести штрафы за ложные вызовы, считает Мелик-Гусейнов. В среднем выезд «скорой» в Нижегородской области стоит около пяти тысяч рублей. Процент нецелевых вызовов может снизить нагрузку примерно на треть.
Кроме того, служба плановой медицинской перевозки между стационарами должна быть не в «скорой», а в отдельной организации или хотя бы выделена в отдельное направление, говорит экс-министр. А приемные покои стационаров, по его мнению, обязаны работать по единому стандарту приема пациентов и укладываться в 15 минут при приеме пациента, чтобы скорее отпустить бригаду «скорой».