Posted 19 января, 12:37
Published 19 января, 12:37
Modified 22 января, 07:27
Updated 22 января, 07:27
Впервые о «болезни Х» заговорили еще в 2018 году. Термин был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В 2024 году руководитель объединения пояснил, что используют его для обозначения неизвестных науке опасных вирусных заболеваний, требующих экстренного поиска лекарства и вакцины. Сейчас «болезнь Х» внесена в список потенциальных смертоносных болезней. Вместе с ней там числятся COVID-19, Крымско-Конгская геморрагическая лихорадка, вирусы Зика, Эбола, Марбург и пр.
При этом в Сети распространяются слухи, что «болезнь Х» может быть уже существующим вирусом. К примеру, в 2021 году у одной из жительниц Конго врачи обнаружили симптомы заболевания, схожие с теми, что возникают при лихорадке Эбола. Пациентка сдала анализы, но их результаты на ранее известные науке вирусы были отрицательными.
По мнению главы биофака ННГУ им. Лобачевского Марии Ведуновой, возникновение новых вирусов и бактериальных инфекций — процесс естественный. Неудивительно, что ученые ожидают новой вспышки уже в ближайшие годы.
«Это [„болезнь Х“] больше гипотетическая опасность. Но жизнь показывает, что новые штаммы будут. И чаще всего они проникают к нам от животных. Практически любой вирус может сейчас мутировать и стать более патогенным. Могут и новые вирусы возникнуть, почему нет?» — рассказал NewsNN заведующий кафедрой инфекционных болезней Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) Виктор Краснов, добавив, что вирус может быть сконструирован в биолаборатории.
Вирусолог Петр Чумаков выдвинул версию, что «болезнь Х» — это мутация уже известного вируса птичьего гриппа. Ранее болезнь не передавалась людям. Но если структура вируса изменится, и его однажды найдут у человека, летальность такой болезни может составить более 50%, сообщил эксперт. Научный сотрудник НИЦ им Гамалеи Анатолий Альтштейн полагает, что новый вирус способен возникнуть на базе COVID -19.
«Под „болезнью Х“ понимают будущий вирус. Речь идет не о конкретном вирусе и конкретной опасности, а о будущей работе», — отметил он.
«Не хочу показаться конспирологом, но перед пандемией в Давосе обсуждали возможную мутацию коронавируса. Выводы делайте сами. Сейчас, наверное, сделали что-то подобное на базе другого вируса. Это пугает», — поделился наблюдениями Чумаков.
Если считать, что «болезнь Х» — неизвестное заболевание, то определить его симптомы пока невозможно.
Но птичий грипп обычно поражает органы пищеварения и дыхания. Больной перестает есть и пить, страдает от диареи. У него поднимается температура, и воспаляются все слизистые оболочки. Со временем появляется хриплое дыхание, начинаются судороги. Симптомы коронавируса в его наиболее опасной форме — это острая пневмония, потеря вкусов и запахов, высокая температура.
ВОЗ предполагает, что «болезнь Х» может быть на 20% смертоносней, чем COVID -19. И довольно легко распространяться, поэтому, вероятно, спровоцирует в мире новую пандемию. Никакой информации об инкубационном периоде «болезни Х», а также возможных осложнениях у медиков на данный момент нет.
Чумаков считает, что минздрав России должен серьезно отнестись к новым вызовам.
«Нужна аналитическая работа, чтобы выяснить, что это такое [„болезнь Х“]. Нужно разработать вакцину», — говорит вирусолог.
«Пока все это обсуждается, прежде всего, для того, чтобы правительства разных стран были готовы — и в политическом, и в экономическом смысле. Чтобы копили ресурсы для создания вакцины и лекарств. Ну и, конечно, чтобы люди знали, на чем можно заработать. Форум же [в Давосе] экономический. Политика, как говорили классики, — всегда концентрированная экономика», — убежден Краснов.
«К сожалению, у человечества нет почти никакого оружия для новых вирусов. И на превентивную подготовку к инфекции нужно очень много средств. Едва ли есть в мире государство, которое на это пойдет. Единственное, что можно делать гражданам, — повышать иммунитет», — объяснила Ведунова.
«Будут разрабатываться новые подходы к вакцинам, тесты, изучаться свойства вируса. Нас никто не пугает. Уже завтра гибель нам не грозит», — добавил Альтштейн.
Роспотребнадзор отреагировал на анонс обсуждения «болезни Х» в Давосе замечанием, что финансово заинтересованный состав участников сессии показывает — диалог «будет вращаться вокруг увеличения инвестиций». С точки зрения главного государственного санитарного врача РФ Анны Поповой, у страны есть потенциал для противодействия биологическим угрозам любого характера.