Сериал нижегородского режиссера в рекордные сроки получил огромную популярность. На данный момент в сервисе «Кинопоиск» у «Слова пацана. Кровь на асфальте» рейтинг составляет 9.0. Это больше, чем у «предшественника» — легендарной «Бригады» Алексея Сидорова.
И в том и в другом случае показ сериала сопровождался спорами, требованиями о запрете и так далее. Основным аргументом противников выступает плохой пример для молодежи и романтизация образа жизни, описанного авторами.
Так, детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец обратилась в Роскомнадзор с просьбой проверить сериал «Слово пацана» на соответствие традиционным ценностям и распространение преступной идеологии. Ее уже поддержал глава республики Рустам Минниханов.
«Фильм стал романтизацией бандитизма и оправданием страшного явления — „казанского феномена“ и формирует ложные представления о криминальном мире в глазах молодежи», — написала чиновница в своем обращении.
Сам Крыжовников некоторое время отмалчивался, не реагируя на нападки, но в итоге прокомментировал ситуацию в эфире одного из федеральных телеканалов.
«Я не понимаю, что значит романтизация. Мы не можем восхищаться ужасом. И нас в этом странно обвинять. Тема для меня такая: преступление не может быть безнаказанным. Если раз ступишь на эту дорожку, тебе вернется в этом колесе сансары. То, что называют романтизацией, — это то, что наши герои не однозначно плохие, а часто сложные, запутавшиеся, потерявшие дорогу», — высказался режиссер.
Экс-руководитель нижегородского УБОП Евгений Макаров как никто в курсе событий, которые описаны в «Слове пацана». Он прошел путь от «дворовых» до «оперов», ведь в 80–90-е подобные «банды» были повсеместно. В Нижегородской области, как рассказывает собеседник NewsNN, самая острая ситуация обстояла в Дзержинске.
«Во всей России это было, плюс-минус по разному. Жора Крыжовников показал Казань, там свои особенности, может быть, чуть жестче, чем в других регионах. И у нас было все то же самое, каждый защищал свой двор, объединялись в группы. Вы даже не представляете, что было в Дзержинске, даже вспоминать страшно», — отметил он.
По мнению Макарова, нижегородскому режиссеру примерно на 70% удалось воссоздать события того времени, включая сцены с убийством Ералаша и украденной шапкой.
«Да, конечно, и такие убийства были. Дрались квартал на квартал. Случайно по голове ударили — все, труп. По шапкам как было: по всем блатным понятиям нельзя было обижать женщин, стариков и детей. За это могли наказать среди своих. Я присутствовал при подобных разбирательствах», — говорит он.
Макаров считает, что сейчас общество откатывается в те времена, когда происходили действия сериала. Это и стало одной из причин популярности картины.
«Фильм своевременный. Мы медленно скатываемся в 90-е, только в более циничном витке. Амнистия, некая нищета. Но даже тогда были хотя бы какие-то понятия, по которым можно было судить тот или иной поступок. Сейчас этих понятий нет», — убежден собеседник NewsNN.
Бывший опер считает, что дело не в сериале, который якобы влияет на подростковую преступность. А в отсутствии внимания со стороны родителей и полноценной работы с молодежью со стороны государства и правоохранительных органов.
«Какая у нас молодежная политика? Думаете сейчас что ли „стрелок“ нет? Все так же собираются. У нас же сейчас нет подразделений по борьбе с организованной преступностью, нет подразделений в уголовном розыске по несовершеннолетними», — говорит он.
Макаров полагает, что сериал Крыжовникова вызвал бы меньше нападок, если был бы показан с конца.
«Вот все, с кем я общался тогда, во дворах — их уже почти нет в живых. Конец — кладбище. Наверное, сразу режиссеру нужно было и показать этот конец, чтобы все понимали», — заключил собеседник NewsNN.
Член нижегородского Совета отцов Александр Марунченко считает: чтобы делать выводы о сериале «Слово пацана», его нужно досмотреть до конца.
Собеседник NewsNN высказал озабоченность тем, что фильм так или иначе может повлиять на молодежь, транслируя романтику криминальной жизни. Член Совета отцов и сам застал те времена.
«Я рос в Автозаводском районе. У нас было то же самое. У нас были „дворцовские“, были с „Южки“, были с „Северного“ и „Мончегорские“. Потом общая была команда. То, что показывает Жора Крыжовников, оно так и было в принципе. Еще хлеще было в Дзержинске, там вообще группировки на группировках были. Хуже, чем в Казани, такое даже в сериале страшно показывать», — поделился Марунченко.
По мнению мужчины, пример героев «Слова пацана» может негативно повлиять на подростков, как это произошло с сериалом «Бригада» в начале 2000-х.
«Мы, родители, опасаемся. Ребенку надо объяснять, что это плохо. Важно транслировать, что ничего хорошего из этой жизни не вышло — все, кто когда-то был в этих группировках, умерли или сели в тюрьму», — высказался общественник.
Марунченко добавил, что запрет сериала ни к чему хорошему не приведет.
«Запретят — будут смотреть подпольно. У нас наркотики-то страна не может победить. Надо воспитывать поколение, воспитывать правильно», — подытожил член нижегородского Совета отцов.
Семейный психолог Марина Медонова говорит, что в поведении подростков обычно проявляются «воспалительные процессы в обществе». Молодежь, образ которой так ярко описал в сериале Крыжовников, — отчаянные, безбашенные, готовые легко переступить через закон — были всегда, говорит собеседница NewsNN.
«Когда я была маленькая, по телевизору шли „Три мушкетера“, а по радио „Радионяня“, а из домашних развлечений — грампластинки. Тем не менее, были эти группировки, и драки „стенка на стенку“», — вспоминает Медонова.
Семейный психолог говорит, что родители, занимаясь воспитанием детей, часто учатся на своих ошибках. Медонова добавила, что подростковый возраст является важным в жизни ребенка, но в то же время опасным.
«На самом деле о подростковом возрасте важно помнить задолго до него. Превентивно вкладываться что ли. Тот контакт, что будет между родителем и ребенком, доверительный, безопасный, наполненный любовью, конечно, претерпит изменения в подростковом возрасте. Но он станет основой для взрослеющего подростка и некой системой ценностей, чтобы не „проморгать“ своего сына или дочь. На основании участливого взаимного контакта, легче будет справиться с рисками и вызовами», — обратила внимание специалист.
По словам Медоновой, часто из-за забот и проблем в жизни взрослых, вектор внимания смещается, оставляя на вторых ролях ребенка. Тогда это может обернуться поведением, которое как раз-таки транслируют герои сериала Крыжовникова.
«Когда родителя нет рядом, ребенок может воспринять это как свободу и пуститься во все тяжкие. Либо таким поведением пытаться мстить, привлекая внимание родителей с посылом: „Тогда ты узнаешь, что тебе важнее, будешь решать мои проблемы“», — заключила собеседница NewsNN.
Рассуждая о сериале «Слово пацана», все три нижегородских эксперта сошлись во мнении, что основную опасность для подростков представляет далеко не яркая картинка с экрана. Брошенные дети — вот основная причина того, что молодое поколение находит себе не самых лучших кумиров и следует их примеру.
Стоит задуматься о том, что тот самый корень зла, с которым борются чиновники путем бесконечных запретов, совсем не в телевизоре, а в жизни. И как бы им не хотелось скрыть все огрехи молодежной политики и института семьи за «плохими» сериалами, нужно помнить: «Слово пацана» закончится, а проблемы останутся.