Posted 7 декабря 2023, 15:06
Published 7 декабря 2023, 15:06
Modified 7 декабря 2023, 15:11
Updated 7 декабря 2023, 15:11
Опрос, проведенный журналистами МК, показал, что большинство экспертов согласны с мнением, что такие исследования опираются на «лукавую статистику». Ее механизм достаточно хорошо известен. Приводятся сведения малоизвестных агентств, на их основе в СМИ делаются вбросы. Особенно эффективна такая методика перед выборами, пишет mk.ru.
Такое сообщение достаточно легко вбросить и раскачать, считает глава Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. Цель подобных фейковых публикаций заключается в том, чтобы максимально раскачать лодку, добавил он. Очевидно, что чаще медиапространство «накачивается» негативом в преддверии избирательной кампании.
Например, в интернете ссылаются на ранее проведенные исследования, имеющиеся в распоряжении издания, в которых сообщается о том, что две трети учителей школ не любят свою работу. Проверить достоверность этой информации невозможно, но результат в виде негодования общественности гарантирован.
Использование таких манипулятивных технологий характерно для отраслевых лоббистов, политиков-популистов, не очень добросовестных журналистов, создающих сенсацию на ровном месте, отметил председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
«Для того чтобы понять реальную ситуацию, надо анализировать данные экономической статистики: соотношение зарплаты и прожиточного уровня в регионе, а также текучку кадров по соответствующим специальностям», — добавил специалист.
Профессор Финуниверситета Александр Сафонов заявил, что для влияния на эмоциональное состояние читателя (зрителя) часто используются микросоциологические опросы. Реальной и объективной оценки они не дают, но в сознании людей отзываются, поскольку нащупывают болевые точки.
«Мне тоже иногда на глаза попадаются цифры о нас, учителях, и информация о том, чего не хватает школе. И мне, например, видно, что ставят вопросы те, кто ничегошеньки в нашей работе не смыслит», — сообщила завуч московкой школы Лидия Леонидова.
По ее словам, критики, плохо информированные о школьной жизни, часто не отмечают положительные перемены, которые, несомненно, есть. Среди таких новшеств она назвала электронные источники с готовыми сценариями уроков, удобные конструкторы программ по разным дисциплинам, а также возможность повышения квалификации педагогов онлайн.