Posted 5 декабря 2023,, 13:04

Published 5 декабря 2023,, 13:04

Modified 5 декабря 2023,, 13:06

Updated 5 декабря 2023,, 13:06

Обращение с отходами I и II классов в России становится безопасным

5 декабря 2023, 13:04
Для отрасли обращения с отходами I и II классов с 1 марта 2022 года действуют новые правила. Теперь управление, учет и контроль осуществляются в режиме «одного окна» через Федерального экологического оператора (предприятие Госкорпорации «Росатом»).

Взаимодействие между отходообразователями, операторами по транспортированию и переработке таких отходов осуществляется в режиме онлайн благодаря цифровой платформе ФГИС ОПВК.

Ртутьсодержащие отходы (лампы, приборы), электротехническое оборудование (трансформаторные масла), отходы химического производства, аккумуляторы, батарейки и другие виды отходов I и II классов при некорректной переработке наносят непоправимый вред окружающей среде. До недавнего времени работа с такими отходами находилась в «серой» зоне. Такой подход приводил к загрязнению водоемов, воздушной среды, почвы и подвергал опасности жизни людей. Учет и контроль за движением промышленных отходов смогли обеспечить благодаря федеральному проекту «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» в рамках национального проекта «Экология», реализацией которого занимается Росатом.

Федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов было определено предприятие «Росатома» — ФГУП «Федеральный экологический оператор». Для консолидации всей информации о движении промышленных отходов в стране была создана Федеральная государственная информационная система учета и контроля за отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). Система позволяет контролировать весь жизненный цикл отходов от образования до обезвреживания или утилизации, а также заключать договоры и обмениваться документами в реальном времени. В настоящий момент регистрация и учет образованных отходов во ФГИС ОПВК обязательны для всех участников рынка: отходообразователей, транспортировщиков, переработчиков, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и самого федерального оператора.

На конец 2023 года в системе зарегистрировались более 90 тысяч пользователей со всей страны. Это около 50 тысяч юридических лиц, из которых 47 тысяч — отходообразователи, остальные — транспортировщики отходов и операторы по переработке. В соответствии с данными формы 2-ТП отходы более 80% рынка обращения с отходами I и II классов уже работает в новой системе.

Задача Федерального экологического оператора — обеспечить присутствие в системе всех участников рынка, а также полноту и достоверность предоставляемых данных. При разработке ФГИС ОПВК учитывалась необходимость ограничения теневой экономики, перехода к электронному документообороту и сокращения издержек, уменьшения административной нагрузки на предприятия и возможность мониторинга ситуации в любой момент времени.

Система ФГИС ОПВК позволяет осуществлять верификацию достоверности данных, предоставляемых пользователями. Например, в результате соотнесения данных реестра объектов накопленного вреда окружающей среде со сведениями, включенными во ФГИС ОПВК, а также видов производимой продукции с отходами I и II классов, образуемыми в процессе ее производства, было выявлено более 16 тыс. юридических лиц, не зарегистрированных в системе.

Для помощи новым пользователям представители Федерального экологического оператора проводят обучающие мероприятия, оказывают методическую поддержку. Для крупных компаний, имеющих разветвленную сеть филиалов, назначаются кураторы из числа сотрудников федерального оператора, отрабатываются наиболее оптимальные сценарии взаимодействия.

Больше всего предприятий, в процессе деятельности которых образуются отходы I и II классов, находятся в Центральном федеральном округе. Из них 79% зарегистрировались в ФГИС ОПВК и уже работают с федеральным оператором.

Для отходообразователей возможны два сценария работы во ФГИС ОПВК в зависимости от наличия технологий для переработки отходов.

Если у отходообразователей отсутствуют собственные мощности по обращению с отходами, они обязаны оформить заявку на вывоз отходов во ФГИС ОПВК и заключить договор с федеральным оператором, который привлечет транспортную компанию и передаст их на утилизацию в соответствии с конкурсными процедурами. Если у предприятий есть собственные ресурсы для обезвреживания и утилизации отходов, они предоставляют информацию о количестве образованных и переработанных отходов во ФГИС ОПВК для учета и контроля.

Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» доказал свою эффективность и необходимость. Федеральный экологический оператор контролирует все заявленные в системе места накопления, обезвреживания и утилизации отходов. Отходообразователи получили возможность работать в формате «одного окна», а компании, транспортирующие и перерабатывающие отходы, получили доступ к заявкам со всей страны.

ФГИС ОПВК постоянно развивается и оптимизируется: в систему вносятся изменения в соответствии с запросами бизнеса и бюджетных организаций.

Для покрытия дефицита перерабатывающих мощностей в рамках федерального проекта создается инфраструктура в семи регионах страны, в том числе в Нижегородской области. Это сеть производственно-технических комплексов (экотехнопарков) по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов. Главная задача будущих комплексов — возврат максимального количества полезных компонентов, полученных из отходов, в хозяйственный оборот.

Экотехнопарк в городе Дзержинске ориентирован на переработку отходов II класса –аккумуляторов электромобилей, мобильных устройств, источников бесперебойного питания и бытовых батареек. В ходе переработки из отходов будут извлекаться алюминий, медь, магнитная фракция, литий-содержащий концентрат, никель-кобальтовый сплав, никель-железный сплав. Технологии будут замкнуты в единый производственный цикл, выделенные ценные компоненты из отработавших аккумуляторов электротранспорта и батареек станут сырьем для повторного использования в промышленном производстве.

Внедрение единой цифровой системы для работы с отходами I и II классов позволяет вести надлежащий государственный учет и контроль за их безопасным обезвреживанием и утилизацией, а запуск экотехнопарков обеспечит страну недостающими мощностями по переработке отходов и минимизирует образование новых объектов накопленного экологического вреда.

"