Уже на протяжении нескольких месяцев в России ключевой темой для обсуждения является повышение демографии. По-прежнему самым противоречивым остается вопрос прерывания беременности.
Недавно с участием главы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ниной Останиной разразился скандал. По Сети разошлось якобы ее высказывание о том, что нужно рожать нежеланных детей и сдавать в детдом. Ожидаемо, реакция большинства людей была резко негативной. После чего депутат поспешила оправдаться в своем Telegram-канале, что слова были вырваны из контекста.
Однако факт остается фактом: некоторые люди думают, что сдать ребенка в детский дом не является чем-то страшным, ведь о нем позаботится государство. Часто главным аргументом является то, что детдома сейчас не такие как 20 лет назад, а малышу сохранили жизнь — и это самое главное.
По данным министерства социальной политики Нижегородской области, в регионе находятся 11 детских домов и три дома ребенка. На 1 сентября 2023 года, в данных учреждениях находились 603 несовершеннолетних. Также, по информации минздрава Нижегородской области, в 2022 году в роддомах региона было оформлено 43 отказа от детей.
NewsNN связался с директором нижегородского благотворительного фонда «Алиса» Екатериной Молчановой. Некоммерческая организация помогает семьям, имеющим риск изъятия или отказа от детей, сиротам и пр.
«Позиция, предлагающая родить, и если что, сдать ребенка в детский дом — не просто неправильная, она несет в себе большое количество рисков и очень тяжелых последствий — как для женщины, так и для ребенка», — говорит Молчанова.
Собеседница NewsNN подчеркнула, что даже краткосрочное пребывание детей в сиротском учреждении наносит непоправимый ущерб их психическому здоровью, влияет на дальнейшее развитие и формирование личности.
«Ни одно учреждение, насколько бы хорошим оно ни было, не заменит ребенку любящих родителей. Дети — это не неодушевленные предметы, не товар, который можно сдать, если не подойдет. Это большая ответственность. Поэтому в идеальном мире женщина должна рожать, если она готова заботиться о ребенке, и если у нее есть на это ресурсы — финансовые и психологические», — поделилась мнением специалист.
Директор «Алисы» добавила, что вокруг абортов в России сложилось много мифов, и эта тема табуирована. Поэтому женщин часто склоняют сохранять нежелательную беременность, утверждая, что операция приводит к бесплодию или психологической травме.
«В реальности правильно проведенная процедура не влияет на дальнейшую возможность женщины зачать, а со сложностями психологического характера чаще сталкиваются женщины, которые сохранили нежелательную беременность. Одна из таких сложностей — послеродовая депрессия. Это состояние, из-за которого погибло большое количество и женщин и детей», — рассказала Молчанова.
Также NewsNN пообщался с нижегородским семейным психологом, преподавателем школы приемных родителей Мариной Медоновой.
«Как бы хорошо не финансировался детский дом, какие бы прекрасные не были там спонсоры, сколько бы не было входа туда волонтерской помощи — ни один детский дом не сможет заменить ребенку персональных отношений со своим ухаживающим взрослым», — сообщила специалист.
Психолог также пояснила, что скрывается за термином «ухаживающий взрослый». В идеале — это женщина, родившая ребенка. Но также таким взрослым могут быть другие родственники или приемная мать.
По словам Медоновой, рассуждать о том, что государственная сиротская система не такая, как 20 лет назад, можно лишь ни дня там не проведя.
«Слово „система“ ключевое, потому что это закрытые учреждения. С одной стороны, хорошо, что закрытые: это не проходной двор, где можно на детей как на зверят в зоопарке посмотреть, выбрать, потыкать пальцем. Да, это оберегает детей. Но, с другой стороны, прячет вообще от жизни и ограничивает ее», — считает она.
Психолог уточнила, что нахождение в детском доме влечет психологические проблемы.
«Ребенок, находящийся в государственной системе, априори будет иметь нарушение привязанности — это очень серьезное расстройство, которое будет с ребенком навсегда. Особенно для новорожденного ребенка важны эмоции, с которыми к нему относится взрослый. В детском доме, как правило, этого нет. В этот момент появляется ощущение: „Я ненужный, я неважный, я нелюбимый“. А потом это все с возрастом усиливается», — добавила собеседница NewsNN.
NewsNN поговорил и с бывшей воспитанницей нижегородского детского дома Анной (имя изменено).
«Я оказалась в детском доме в 13 лет, потому что мать пила. Самые яркие эмоции были связаны с моментами, когда в коллективе все было хорошо. Самые плохие, когда делили пространство: хотелось кричать и ругаться, ничего больше. Персонал относился хорошо, но это не заменит семью. Расстройство привязанности не перепрыгнешь. У тебя нет ничего своего, все общее», — поделилась девушка.
Анна также абсолютно не согласна с тем, что нужно отдавать нежеланных детей в детдом.
«Не надо рожать, пока в голове не зародился активный мозг. До определенного возраста у каждого человека работает две части тела — спинной мозг и, извините за бескультурщину, задница, жаждущая приключений. Бог не даст лужайку, даже если заек уже шесть штук, а пособия не осталось», — говорит собеседница NewsNN.
Получается, что легко рассуждать о вопросе, связанном с помещением младенцев в детские дома, чаще всего лишь могут те, кто и не приближался к этим учреждениям. Знакомые же с этой системой люди схожи во мнении: никакой детский дом, даже с самым прекрасным финансированием и воспитателями, не заменит родителей и любящую семью.