В ноябре в ЗСНО поступили два законопроекта от регионального минздрава. В одном предлагается ввести новые меры для профилактики абортов. В другом — запретить прерывание беременности в частных клиниках.
Обе инициативы 22 ноября обсудил комитет по социальным вопросам ЗСНО. По данным корреспондента NewsNN, на заседании присутствовали только 11 из 19 депутатов.
Как пояснила министр здравоохранения Нижегородской области Галина Михайлова, в регионе предпринимается недостаточно мер для профилактики абортов. Существующие помогли спасти жизни лишь 200 малышей за год. Поэтому нужны новые — например, обязать медработников информировать женщин о негативных последствиях абортов, демонстрировать женщине на УЗИ сердцебиение будущего ребенка, обеспечить консультации с юристами, психологами и представителями религиозных организаций.
В целом депутаты поддержали законопроект. Только член фракции КПРФ Роман Кабешев отметил, что ранее часть мер была принята, но результатов никто не заметил. Также замечание региональному минздраву сделал депутат Алексей Антонов.
«Из того, что мне рассказали и что я прочел, если честно, складывается ощущение, что для женщины прерывание беременности — какой-то праздник. Но я сколько не общался на эту тему с женщинами, от всех слышал, что это большой стресс. Не загоним ли мы такими мерами женщину в еще больший стресс? Не заставим ли их делать то же самое, но подпольно?» — поинтересовался он.
«Многие в стране сейчас рассуждают о том, что нужно совсем запретить аборты. Мы этого не хотим. Мы понимаем, что тогда возникнуть может этот теневой момент. Плюс у нас сейчас есть нормы, которые я упомянула, частично, но рекомендательные. Просто хотелось бы сделать их обязательными, как положено. Нужно создавать в стране новую культуру», — ответила ему Михайлова.
По итогам обсуждения девять из 11 депутатов, присутствующих на заседании, согласились, что инициативу нужно доработать и рассмотреть во втором чтении. Двое воздержались.
После нижегородским депутатам презентовали другой законопроект. Он предусматривает полный запрет на прерывание беременности в частных клиниках.
«Каждый рожденный ребенок особенно ценен и важен для семьи и общества. И рассматривать аборт как примитивную процедуру нельзя. Но мы знаем, что не все частные клиники соблюдают нормы и правила, отраженные в приказе министерства здравоохранения. Женщины не получают неделю тишины, не общаются с психологами и не получают информацию о мерах социальной поддержки», — рассказала глава нижегородского минздрава.
Также в документе изначально был пункт о сокращении сроков прерывания беременности с 12 до восьми недель, но его к заседанию убрали. Как пояснила председатель комитета Наталья Смотракова, это рекомендовали сделать медики. Так как не у всех женщин можно установить беременность на данном сроке. Кроме того, иногда его недостаточно для всех необходимых пациентке консультаций.
«Основная цель государства сейчас — вывести процедуру искусственного прерывания беременности за сферу бизнеса. В период сложной демографической ситуации государство берет на себя монопольное право помочь женщине и ее семье принять единственное правильное решение», — высказался врач и депутат ЗСНО Александр Цопов.
«Я полностью поддерживаю. Считаю, что любой аборт — это убийство», — заявил депутат, глава регионального СПИД-центра Соломон Апоян.
По сути, региональному минздраву возразил только Кабешев. Он не согласился, что ситуация в частных клиниках Нижегородской области хуже, чем в муниципальных. И предложил врачам ответить на вопрос, почему нижегородки все-таки чаще обращаются за помощью именно туда.
«Не знаю, давно ли вы были в государственной поликлинике. Некоторым коммерческим клиникам до наших поликлиник еще расти и расти», — возмущенно ответила ему первый зампред Заксобрания Ольга Щетинина.
«Возможно, дело в анонимности. Нам надо будет продумать этот момент», — ответила министр Михайлова.
В результате 10 из 11 депутатов одобрили законопроект о запрете абортов в частных клиниках в первом чтении. Один — воздержался. Ко второму чтению инициативу немного доработают, в частности, уберут лишнюю поправку и несколько формальных неточностей. В декабре документ может пройти второе чтение.