В следующем году исполнится 550 лет со дня основания Балахны в Нижегородской области. Город издавна славился соледобычей. Кроме того, работы местных ремесленников украсили Храм Василия Блаженного и Грановитую палату Кремля. Также Балахна является родиной Кузьмы Минина — организатора и одного из руководителей народного ополчения 1611–1612 гг.
В 17-19 веках Балахна стала одним из центров судостроения России. Именно местные мастера построили по заказу Гольштинского посольства один из громаднейших для того времени корабль «Фридрих». А на созданной в Балахне галере «Тверь» совершила длительное путешествие по Волге императрица Екатерина II.
В советское время в Балахне появился крупный целлюлозно-бумажный комбинат и картонажная фабрика, сейчас их преемник — бумкомбинат «Волга». 2024 год — юбилейный для Балахны. Но уровень жизни людей там пока оставляет желать лучшего, особенно люди жалуются на экологические проблемы.
Согласно Всероссийской переписи населения, Балахна считается девятым городом в Нижегородской области по числу жителей. Там насчитывается около 50 тысяч человек.
В отчете главы Балахнинского округа за 2022 год говорится, что за девять месяцев район занял 10 место в Нижегородской области по экономическим и финансовым показателям и 17 — по социальным. В правительственный список экономического развития Балахне войти не удалось.
Все реже о городе вспоминают как о родине Минина или центре судостроения. При этом у многих Балахна ассоциируется с фразой экс-главы округа Александра Галкина, что администрация является «спасительным островом в океане дерьма».
«Ни одного нового предприятия не построено, а все, что было, закрыли или распродали иногородцам. А те разве будут вкладываться в развитие? Они последнее высосут из предприятий и опять кому-нибудь продадут. Уровень жизни? Я инвалид второй группы, получаю 22 тысяч рублей. А за однушку в октябре заплатила 4,5 тысячи рублей. А еще надо лекарства купить на две-три тысячи рублей в месяц, не все дают бесплатно. В поликлиниках врачей можно сказать нет », — рассказала NewsNN жительница Балахны Нина П.
«Хотелось бы новую автостанцию и чтобы построили роддом. А то его нет уже несколько лет. Ездят рожать в Заволжье, Дзержинск или Нижний Новгород », — поделился горожанин Дмитрий К.
«Постоянно чувствуем неприятные запахи. В районе рынка воняет, в районе „Лукойла“ и „Олмеко“ течет целая речка-вонючка, у кафе „Винтаж“ пахнет очистными», — пожаловалась на экологию Анастасия Р.
«Вдоль Волги у нас очистные „Корунда“, очистные бумкомбината, кислые гудроны, шламонакопители, короотвалы, всё это в районе вдоль реки. Потом есть ГРЭС, мусорный полигон. И получается, город в центре промышленных предприятий, откуда ветер не подует, все концентрируется на территории города», — добавил балахнинский активист Дмитрий Жамков.
По словам эколога Дмитрия Левашова, администрации Балахнинского округа стоило бы обратить внимание на несколько объектов накопленного экологического вреда. Прежде всего, на полигон ТКО, которым сейчас управляет АО «Ситиматик». Изначально объект должен был быть районным, но превратился в межмуниципальный — туда едут грузовики из Кстова, Дзержинска, Выксы. Также СК выяснил, что там нелегально принимали промотходы.
«Полигон, может, и нужен. Но он должен быть дальше от города и населенных пунктов, на землях пригодных только для мусорных полигонов и переработки. А его поставили около речки, дренажных канав и на торфяных болотах (карьерах), рядом с населенными пунктами. И теперь все это попадет мимо гидроизоляционного слоя в нашу воду через дренажную систему, течет в Волгу.
Плюс, самая главная проблема таких объектов в том, что технологии на них уже устарели по переработке, захоронению, дренажной системе, сбору и утилизации. СНиПы и нормы несовременные, не справляются со своими задачами, т. к. количество новых материалов увеличилось, они более сложные по своей молекулярной системе», — говорит Жамков.
Вместе с другими активными горожанами Жамков много раз пытался донести свою позицию до администрации — проводили митинги, писали жалобы и участвовали в опросах. Но власть, видимо, не готова к диалогу.
«Все очень тайно на каких-то сайтах проходит и не афишируется. Мы, жители, должны постоянно контролировать и смотреть, что происходит. Вместо того чтобы они сами предоставляли информацию. Только избранных допускают к последним новостям. Нас не слышат», — продолжил собеседник NewsNN.
Пока полигон ждет только реконструкция — в «Ситиматик» рассказали NewsNN, что направили проект на государственную экологическую экспертизу. К нему, по требованию экспертов, приложены результаты общественных слушаний.
«Планируется строительство новой карты и будет установлена для сжигания свалочного газа высокотемпературная факельная установка (ВФУ). Она должна уничтожать свалочный газ, который почти 50 на 50 — смесь метана и монооксида углерода с примесями. Причем без каких-либо фильтров, которые обеспечили бы очистку газа от токсикантов», — поделился Левашов.
Также нижегородский эколог обратил внимание на короотвал на берегу Волги в Балахне. Много лет на этой территории якобы складировал древесные отходы бумкомбинат «Волга», хотя она находится в водоохранной зоне. И до сих пор, как убедился корреспондент NewsNN, там лежат щепки, остатки бревен и прочий древесный мусор, лишь присыпанный грунтом.
В пресс-службе бумкомбината «Волга» сообщили NewsNN, что рекультивировали свалку в период с 1996 по 2004 гг. В марте 2004-го было заключено «Соглашение о завершении рекультивации короотвала» и подписан акт приема сдачи рекультивированных земель, согласно которому участок возвращен в муниципальную собственность.
При этом в администрации Балахнинского округа изложили другую версию событий — рекультивация бывшего короотвала завершена в 2013 году. Сейчас данная территория является землями неразграниченной государственной собственности и в реестре муниципальной собственности не состоит.
Также на территории Балахнинского округа есть бывший полигон промотходов — в границах Большекозинского сельсовета. Много лет там, предположительно, скапливается несанкционированный мусор. В том числе, лежит пыль газоочистки черных металлов, принадлежащая якобы «Выксунскому металлургическому заводу».
«По законодательству обращаться с отходами 1-4 класса опасности имеют право только организации, у которых для этого имеются соответствующие лицензии, выдаваемые Росприроднадзором. К сожалению, не все организации работают добросовестно. Некоторые из них могут обращаться с отходами, переданными им в собственность, с нарушениями действующего законодательства. Что, видимо, и могло произойти в данной ситуации. Считаем, что ликвидировать подобные объекты накопленного вреда окружающей среде необходимо. Полномочия на это и механизмы есть на региональном и местном уровнях», — прокомментировали ситуацию на «ВМЗ».