По информации Нижегородстата, в 2021 году государственные медорганизации провели 6880 прерываний беременности, а негосударственные — 3862. В 2022 году этот показатель составлял 6986 и 4333 аборта соответственно. Как итог — рост на 5,1%.
Данная проблема стоит остро, социальная политика направлена на повышение демографии. Рождаемость это, конечно, хорошо. Но что делать женщинам, которые зачали ребенка не по своей воле, а были изнасилованы?
На этот счет высказался иерей Филипп Ильяшенко в интервью изданию «Подмосковье Сегодня». Он призвал рожать женщин даже после изнасилования. Священнослужитель сослался на то, что будущий ребенок беспомощен, находясь в утробе матери, и отбирать у него жизнь нельзя. Подобный ход мыслей вызвал абсолютно разные мнения: кто-то возмущен таким подходом, а кто-то вполне согласен.
NewsNN спросил у настоятеля храма св. Феодора Стратилата Отца Николая Дубинина, что он думает о высказывании своего коллеги. Он рассказал, что за пять лет деятельности при больнице пообщался с большим количеством женщин, которые приходили делать аборт. Оказалось, что многие решаются на этот шаг импульсивно, из-за страха.
«За несколько лет мы отговорили больше сотни женщин, больше сотни детишек родилось и увидело свет Божий», — отметил священнослужитель.
Переходя к вопросу о том, нужно ли рожать после изнасилования, Отец Николай отметил, что ребенок должен появляться на свет как плод любви матери и отца, а в данном случае ситуация иная.
«Что такое насилие? Страшный смертный грех. Тут не только уголовный кодекс, тут и божий закон нарушается. Как женщина, ощутившая на себе подобное злодеяние, потом должна почувствовать, например, первый толчок ножкой ребенка, который стал результатом насилия над ней?» — размышляет собеседник NewsNN.
Поэтому Отец Николай по-человечески понимает тех женщин, которые идут на аборт после изнасилования.
«Это выше их сил, потому что они пережили страшное зло, страшное надругательство. И ребенок, который ни в чем не повинен, в их восприятии связан только с болью, с ужасом и страхом», — продолжил священник.
При этом собеседник NewsNN предположил, что слова иерея Ильяшенко не так страшны, как могут показаться на первый взгляд:
«Человек на то он и человек, потому что способен быть выше того очевидного зла, подлости и негодяйства. По факту речь идет не только о насильнике и жертве, а ведь еще и третье лицо появляется. Не виноват был этот малыш в том, как он был зачат: по любви или в результате такого жестокого поступка».
Отец Николай добавил, что не нужно представлять церковь и священников «узколобыми сумасшедшими», говорящими вещи, от которых у людей «волосы дыбом встают».
«Ребенок — это невольный участник этого ужасного треугольника. И он наполовину твой, твоя кровь, твои гены. Не надо смотреть на него только под призмой того, что он сын насильника. Смывая кровью грязь мы не получим чистую ситуацию», — отметил он.
Также Отец Николай выступает против таких коллег, которые винят женщин и говорят, мол, «сама виновата, юбку короткую носила». Оправданий насильникам нет никаких.
«Сила любви, сила прощения, желание остаться человеком выше всех законов справедливости, логики, и других доводов. Я именно так понял его слова», — подвел итог православный священник.
NewsNN также пообщался с главой католической общины Нижнего Новгорода — Отцом Георгием Кромкиным.
«Прежде всего, я убежден, что все христиане — и православные, и католики, и протестанты — фундаментально по этому вопросу должны отталкиваться от одного общего убеждения в ценности человеческой жизни, и что аборт — это всегда плохо, всегда зло. А в христианской религии это грех», — подчеркнул он.
Священник добавил, что случай, где имеет место насилие над женщиной, радикальный.
«Когда есть такие ужасные события, стоит рассуждать об этом осторожно, но все-таки не отступая от христианской веры. Жизнь человека начинается с зачатия. Не с рождения, а именно с зачатия», — пояснил Отец Георгий.
Также собеседник NewsNN добавил, что церковь безусловно и безоговорочно защищает любую человеческую жизнь.
«В данном случае нужно, конечно же, позаботиться о женщине, и она должна получить всю необходимую помощь, в том числе и от психолога. Насилие такого рода — это травма, стресс и возможные последствия непреодолимы часто до конца жизни», — продолжил священник.
Отец Георгий отметил, что если говорить о беременности после изнасилования, то факт остается фактом — в результате этого появляется новый человек.
«Это не только ребенок насильника, это и ребенок пострадавшей мамы. Конечно, это нелегко принять ни ей, ни ее родственникам. Элемент чужеродности на психологическом, человеческом уровне. Но это надо принимать и не отвергать», — сказал он.
Именно в таком направлении нужно разговаривать с женщиной — будь это психолог, родственник или просто человек, готовый поддержать. Но что же делать, если за девять месяцев матери не удастся смириться с ситуацией и принять ребенка?
«В таком случае после родов стоит передать ребенка в соответствующие учреждения. Но нужно дать этому человеку родиться», — ответил католический священник.
Также собеседник NewsNN считает, что в данной ситуации стоит абстрагироваться от личности самого отца:
«Сейчас мы видим отца — насильника, негодяя. Возможно, это некорректная аналогия, но ведь некоторые отцы в обычном состоянии могут оставить свою жену, бросить ребенка или, даже находясь с ним, быть чудовищем в каких-то других вопросах».
По мнению Отца Георгия, нельзя взять и сказать: «Рожай, аборт — это грех». Женщина должна самостоятельно принять решение. При этом в католическом понимании есть иерархия грехов, в которой аборт страшнее, чем убийство.
«Формально я уверен, что во всех христианских конфессиях аборт — это грех. Не формально нужно вступить в радикально честный, ответственный, добрый разговор с такой женщиной, если такое случилось. И дать ей ответственную свободу», — заключил глава католической общины Нижнего Новгорода.
Как уже упоминалось выше, в случае насилия, тем более с такими последствиями как беременность, для женщины очень важна работа с психологом. NewsNN поговорил с гештальт-терапевтом, автором и ведущей тренингов Инной Кылымник.
«Первое — нужна длительная работа с психологом, чтобы это событие не перешло в посттравматический синдром. Одним из фокусов работы будет работа с чувством вины и стыда. Так как часто жертвы сами считают себя виновными в произошедшем и, плюс ко всему, начинают стыдятся себя, считая себя грязной и недостойной. Второе — важно помочь женщине не оставаться в одиночестве в этих переживаниях», — рассказала специалист.
Собеседница NewsNN добавила, что очень важна поддержка со стороны родных и близких. По ее словам, раньше в обществе было распространено мнение, что пострадавшая сама виновата в ситуации. Но на самом деле вина на том, кто совершил преступление.
«Еще один важный момент в работе с психологом — разделить событие и ребенка, чтобы ребенок не стал триггером для будущей мамы, и она каждый раз, смотря на него, не переживала ужас от произошедшего насилия», — добавила Кылымник.
Окружение изнасилованной девушки также важно готовить к рождению малыша, чтобы не было осуждения и негативного эмоционального фона.
Еще один аспект: как объяснить ребенку, кто его отец. По словам психолога, важно не делать тайны из этого, не говорить, что отец умер или т. п. И вместе с детским специалистом подготовить вариант рассказа в формулировке, доступной для понимания ребенка, избегая осуждения отца.
«Важно донести до ребенка, что несмотря на такой вариант зачатия, мама рада появлению малыша, и не настраивать ребенка против отца. Ребенку всегда важны оба родителя. Также желательно узнать какую-то информацию об отце, если есть такая возможность. Это нужно для того, чтобы дать ему место в семейной системе и понимать особенности характера ребенка», — поделилась специалист.
Подводя итог, можно сказать, что решение о том, рожать ребенка или нет после изнасилования, должна принимать только пострадавшая женщина. Это ее право и ее ответственность. Важно, чтобы решение было обдуманным, а рядом были люди, которые поддержат и не осудят.