Цифровой субботник прошел в Нижнем Новгороде. В чем суть?

9 ноября 2023, 17:46
Забота об экологии — мировая тенденция. И Нижний Новгород, очевидно, «в тренде» — на этих выходных в городе прошел первый цифровой субботник. Подробнее о необычном формате читайте в материале NewsNN.

Межправительственная группа экспертов по изменениям климата (МГЭИК) предупреждает, что в ближайшие 20-30 лет мир, в том числе Россия, столкнется с последствиями глобального потепления. И если это вас не пугает, то вот еще повод задуматься. По данным различных исследований, около 63% населения России к 2022 году испытывали на себе последствия загрязнения окружающей среды. Около 83% респондентов пожаловались на загрязнение воды, 74% — на загрязнение воздуха, 69% — на большое количество пластиковых отходов и 48% заметили изменения климата.

Не удивительно, что запрос в обществе на бережное отношение к природе стал больше. Возникает множество низовых инициатив в сфере экологии — «Посади лес», «Раздельно», и многие другие.

Также, по данным РЭО, на одного человека в России сейчас приходится 11 кг электронных отходов, и эти цифры растут. Причем далеко не каждое устройство можно переработать даже частично. А такая переработка очень важна: электролом — это и источник опасных веществ для окружающей среды (от свинца до ртути и кадмия), и кладезь ценных материалов для производств (от золота до платины).

Правительство РФ с 2019 года реализует нацпроект «Экология». Стартовала долгожданная мусорная реформа, которая должна изменить отношение людей и бизнеса к утилизации отходов. Как известно, Нижегородская область стала одной из флагманских в этом отношении. Заботу о природе стали пропагандировать и крупнейшие отечественные предприятия — «Сбер», ВТБ, МТС, «Газпром», «Транснефть». Некоторые проекты компаний могут поддержать в том числе жители Нижнего Новгорода.

Новые экоформаты

Впрочем, все это довольно стандартный подход к проблеме. Есть предприятия, чьи сотрудники приобщаются к экоактивизму гораздо проще и естественнее. В частности, 6 ноября в Нижнем Новгороде компания «Вкусно — и точка» организовала акцию #МойЭкоДень, в рамках которой провела первый в городе «цифровой субботник».

Как пояснили представители компании NewsNN, #МойЭкоДень предприятия сети проводят регулярно. Чаще всего акция является аналогом хорошо известных «субботников», и подразумевает уборку территорий. Участвуют в переосмысленных субботниках, как правило, корпоративные волонтёры «Вкусно — и точка». Но не всегда. Бывают и другие форматы. Тем более, поздняя осень — не лучшее время для прогулок. И в качестве эксперимента в компании решили убраться также в digital-пространстве и совместить эту необычную уборку с экопросвещением.

«Ненужные фотографии, сообщения в мессенджерах и прочий цифровой мусор заставляет устройства „нагреваться“, а компании — вводить дополнительные сервера и обеспечивать их энергией. Это все косвенно вредит нашей экологии. Цифровой след, как и всякий другой, надо уменьшать», полагает сотрудник «Вкусно — и точка», консультант по производству и лидер волонтеров компании Нижегородской области Анна Медведчук.

К проблеме — вместе

В результате 6 ноября в молодежном центре «Высота» сотрудники «Вкусно — и точка» вместе с неравнодушными горожанами смогли не только рассортировать и сдать на переработку электротехнику, но и очистили память своих гаджетов, ответили на вопросы экологической викторины и экоквиза, познакомились с лучшими региональными низовыми экологическими проектами.

Партнерами мероприятия выступили проекты «Раздельно» и EcoShopNN. Как известно, первое — общественная организация, созданная нижегородцами для популяризации раздельного сбора мусора. Второе — магазин экотоваров.

«Я узнала так много нового. Да, некоторое время назад тема начала волновать меня, но так глубоко еще никогда не погружалась. Огромное спасибо организаторам!» поделилась впечатлениями от акции сотрудник «Вкусно — и точка» Алина.
«Цифровой субботник — просто отличная идея. Действительно, у нас столько ненужных файлов в телефоне, столько лишних фото… Оказывается, это еще и опасно. Никогда не задумывался», рассказал ее коллега Сергей.
«Я — экоактивист, но такой формат вижу первый раз. Очень здорово», призналась нижегородка по имени Вера.

На акции участникам рассказали о вреде виртуального мусора — с конкретными примерами и сравнениями. Например, о том, что одной из основных причин захламления электронных почтовых ящиков являются рассылки. Каждая приводит к выбросу около 0,3 г CO₂-экв, а отписка от неё может предотвратить образование такого же количества выбросов парниковых газов, как при отказе от пластикового пакета.

«Вопросы экологии нельзя связать с размером бизнеса в стороне не может оставаться никто. Пусть это звучит громко, но у нас одна планета Земля, для неё не имеет значения, в какой стране и в каком населённом пункте мы живем. Мы не можем отгородиться от экологических и климатических проблем, поэтому даже небольшой вклад в их решение важен и ценен», считает директор по устойчивому развитию компании «Вкусно — и точка» Ирина Коршунова.

Она рассказала, что «Вкусно — и точка» также работает над сокращением количества отходов и передает на переработку 4 фракции: картон, отработанное фритюрное масло, кофейный жмых и униформу. Для предприятий сети закупается техника, которая потребляет меньше электричества. Например, специальные кофемашины, которые тратят на 20% меньше электроэнергии, причем без ущерба для производительности. Современные фритюрницы стали на 4% более энергоемкими. Также в ресторанах установлены датчики включения/выключения оборудования и освещения, рекуператоры тепловой энергии, устройства отопления, вентиляции и кондиционирования переменной мощности. Все это помогает каждому заведению «Вкусно — и точка» снизить количество затрачиваемой тепловой и электроэнергии за последние три года более чем на 20%.

Занимается компания и экопросвещением клиентов. К примеру, на упаковке продукции сети есть надпись с призывом к раздельному сбору отходов.

«Наша цель в рамках стратегии устойчивого развития — внедрять решения, направленные на сокращение, повторное использование и переработку упаковки и других отходов. Последовательно реализуя эту стратегию совместно с Российским экологическим оператором, вовлекая наших партнеров, поставщиков и миллионы наших гостей по всей стране, мы вносим свой вклад в развитие циркулярной экономики в России», — подчеркнула Ирина Коршунова.

Наконец, организация развивает корпоративное волонтерство, помогая благотворительному фонду «Семья вместе».

От разовых акций — к экологичной среде

Ирина Коршунова понимает, что люди гораздо быстрее поменяют привычки, если возникнет необходимая правильная среда, которую формируют сейчас вместе государство, бизнес и НКО.

«Чтобы хотя бы немного исправить ту экологическую катастрофу, которая накапливалась десятилетиями, надо „навалиться“ всем миром. Каждый городской житель производит около половины тонны отходов в год. Площадь полигонов ежегодно увеличивается на пять тысяч квадратных километров — это целый Стамбул или две Москвы. При этом никто не задумывается, что, пройдя несколько циклов разложения, микрочастицы пакета или пластиковой бутылки могут оказаться в желудке у того, кто их выбросил», поясняет Коршунова.

Всего за три с половиной года существования проекта #МойЭкоДень в акциях — плоггингах, субботниках и экозанятиях — поучаствовало более 20 тысяч человек.

«Креативный подход — это то, к чему мы тоже сейчас приходим в группе компаний „Исток“. Например, сейчас мы делаем спецвыпуск с журналом „Собака“ на экологическую тематику. И для него попросили известных нижегородок взять в руки мусор. Например, пакеты, окурки. Супруга губернатора Екатерина Никитина у нас будет, например, в окружении пластиковых стаканчиков. Все они согласились. Это будет очень интересно, мне кажется, и многих заставит задуматься. Также мы договариваемся с нижегородскими рестораторами о скидках на кофе, если они будут наливать его в многоразовые стаканы. Чтобы многоразовая посуда стала модной», поделилась планами директор «ЕсоshopNN» Ирина Иванова.

По ее словам, самое сложное в экопросвещении сейчас — убедить людей, что все глобальные изменения начинаются с малого. С каждого из нас. И даже если один человек практикует ответственное потребление, планета чувствует это.

Активист «Раздельно» Яна Вилкова призналась, что, по ее наблюдениям, многие нижегородцы до сих пор плохо представляют, как правильно сортировать мусор и какие отходы можно сдать на переработку. Но нельзя сказать, что в городе люди равнодушны к теме в целом. Потому что число волонтеров «Раздельно» каждый год растет. В движение приходят все новые горожане с новыми предложениями. Сейчас проект ищет себе новое просторное и удобное помещение для штаба.

«Пандемия дала мощный толчок к объединению усилий и решению важных социальных задач, стоящих перед обществом. И волонтерство органично вошло в нашу компанию, так как одной из 5 ключевых ценностей бренда является забота о тех, кто рядом. Мы проводим опросы, и результаты очень радуют: более 90% сотрудников считает, что корпоративное волонтерство помогает развивать навыки, помогающие в работе и повседневной жизни, а почти 95% что два основных направления корпоративного волонтерства необходимо оставить приоритетными. Это значит, что волонтерство и эковолонтерство в частности, будут развиваться еще активнее. Как в России, так и на нашем производстве», —  отметила директор по устойчивому развитию компании «Вкусно — и точка».
#Общество #Эксклюзив #Алена Глазкова #Аналитика #Нижний Новгород #Нижегородская область #Вкусно и точка #Экология #Ирина Коршунова #Анна Медведчук #Волонтерство
Подпишитесь