Пандемия коронавируса на время приостановила деловые встречи по всему миру. В России в 2020 году индустрия просто обрушилась, предприниматели — владельцы рекламных агентств и площадок, изготовители рекламной продукции — потеряли около 80 млрд рублей. Но сейчас этот рынок восстанавливается стремительнее других. По прогнозам, в 2023 году он вернется к доковидным значениям.
Всего, по официальным данным, мероприятия для бизнеса — от деловых завтраков до международных форумов — организуют более трех тысяч компаний и полторы тысячи ИП в России. Суммарно они создают около 20 тысяч рабочих мест. Но президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин отмечает, что вокруг конгрессно-выставочной деятельности есть еще порядка 40 тысяч компаний и предпринимателей, которые оказывают различные услуги по подготовке и проведению этих мероприятий.
«Как только пандемия пошла на спад, люди с удвоенным энтузиазмом стали посещать светские вечера, деловые встречи в Нижнем Новгороде. Все соскучились друг по другу на удаленке и решили компенсировать», — говорит экс-министр предпринимательства Нижегородской области, директор гофрокартонного завода Денис Лабуза.
«Наши гости почти всегда голосуют за встречи в формате офлайн, хотя мы полноценно проводим онлайн-события с 2020 года», — рассказывала NewsNN в 2022 году стратегический директор «Нижегородской ярмарки» Елизавета Зубакина.
При этом организаторы выставок в Москве извлекают из происходящего прибыли в сотни миллионов рублей. Особенно после всероссийских и международных бизнес-событий.
«Оборот непосредственно от конгресс-центра где-то порядка 250-350 миллионов в год. Но дело в том, что конгресс-центр — это у нас такой, „фронт-офис“ наш, потому что, когда мероприятия проходят, мы оказываем комплексные услуги. Это услуги питания, иногда проживание в гостиницах, еще дополнительные какие-то услуги. Поэтому, в целом, я бы сказал, что доходы Центра международной торговли связаны с конгрессной деятельностью, наверно, порядка 7-8 сотен миллионов», — говорит заместитель генерального директора ЦМТ в Москве Вадим Субботин.
А вот в регионах ситуация сложнее. Прежде всего, из-за дефицита выставочных площадок. Росстат подсчитал, что в России чуть больше миллиона квадратных метров профессиональных выставочных площадей. Более 70% из них находятся в Москве или Санкт-Петербурге.
В Нижегородской области крупные деловые встречи уровня конгрессов, выставок или форумов проводятся, как правило, только на трех площадках — Нижегородской ярмарке, в гостинице «Ока» и академии «Маяк». Причем чаще всего, по словам предпринимателей, события проходят именно на ярмарке. По данным организации, с апреля по октябрь было проведено 88 деловых мероприятий разного масштаба, которые собрали более чем 20 000 участников. По сравнению с 2022 годом там почти в два раза увеличилось количество мероприятий формата «форум». В среднем в таких событиях принимали участие от 600 до шести тысяч человек.
Бывают и иностранные гости. Например, конференцию ЦИПР посетили восемь иностранных делегаций (КНР, Индия, ЮАР, Беларусь, Иран, Турция, Казахстан, Бразилия), а Международный форум потребительской кооперации — представители ЮАР.
«Все это не серьезно. Да и частенько проскальзывает, что цены на той же ярмарке достаточно высокие. Даже по сравнению с Москвой и некоторыми иностранными площадками. А ведь для города, который претендует на столицу Приволжского федерального округа, деловые события очень важны!» — заявил Лабуза.
«Несмотря на то, что будущее за интернетом, новые деловые площадки нам нужны. И не только регионального, но и федерального уровня. Такие как в Москве, Казани, Екатеринбурге. В Нижнем Новгороде есть павильон на Нижегородской ярмарке, который позволяет проводить крупные бизнес-встречи. Но мы видим, что этого недостаточно. И уже потеряли, например, промышленный форум „Великие реки“, хотя Волжское пароходство находится в нашем городе», — прокомментировал уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий.
По словам Катырина, в России есть около 40 городов, которые имеют возможность проводить подобные мероприятия. Но этого пока недостаточно, чтобы удовлетворить потребности, в том числе международного уровня.
Другая проблема отрасли в Нижегородской области — это довольно небольшое количество рекламных компаний, готовых обеспечить мероприятие визуальным, презентационным и прочим оформлением. Например, построить высокотехнологичный стенд или оформить указатели.
Директор компании «Основа» Виктор Ткачев пояснил NewsNN, что пандемия стала для подобных компаний серьезным испытанием.
«Конкурентов меньше стало намного. Я с Москвой общаюсь плотно, с Уралом — везде картина одна. Часть организаций исчезла. Крупные игроки „похудели“ — и профессионалами, и техникой, и всем», — признается эксперт.
Те же, кто выжил, столкнулись с нехваткой импортных материалов — в результате продукция подешевела, но стала «намного проще». Новые услуги не появляются, так как спрос восстановился не на все позиции, которые компания готова была продавать до пандемии.
Но заказчиков хватает не всем. На проблему со спросом на сопровождение деловых встреч NewsNN пожаловались, например, в «Росрекламе». По данным предприятия, иностранные компании, которые раньше щедро платили, с рынка исчезли.
«Волнами идет спрос. Иногда кажется, что ничего, все налаживается, но потом в яму словно проваливаешься», — говорит исполнительный директор организации Ольга Арабаджи.
«Сопровождением выставок больше не занимаемся. Перешли на металлоконструкции, изготовление остановочных павильонов и т. п. Заказов на 70-80% меньше стало потому что», — рассказали NewsNN в ООО «Сити Стаил».
Правда, на той же «Нижегородской ярмарке» говорят, что количество проводимых мероприятий сейчас достаточно большое, задач тоже стоит множество, поэтому у агентств работа должна быть.
«Мы всегда открыты к сотрудничеству с теми, кто готов делать качественно и быстро», — подчеркнули в организации.
Что еще стоит учесть? Федеральная поддержка для «выставочников» напрямую пока не предусмотрена. Правительство РФ готово поддерживать отрасль только косвенно.
«Естественно, здесь есть над чем работать, куда расти. Это субсидирование участия различных экспонентов в выставках. Мы работаем на федеральном уровне с министерствами, у каждого министерства есть средства для проведения и поддержания выставок. Ну, и работаем с региональными властями, чтобы поддерживали предпринимателей, тех, которые стремятся в этих выставках участвовать», — отметил Катырин.
В утвержденной в сентябре 2023 года Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли России сказано, что федеральная власть и регионы должны к новому году представить план мероприятий. Власти рассчитывают, что за семь лет рынок вырастет до 280 млрд рублей, а доля России на мировом рынке деловых встреч достигнет 1,5%.