В сентябре 2023 года в деревне Спасское Борского округа открылось второе общежитие для осужденных к принудительным работам на участке, функционирующем как исправительный центр при колонии №11. Как рассказал начальник изолированного участка Александр Прошин, после прибытия туда людей знакомят с распорядком дня, перечнем запрещенных предметов, техникой безопасности. После — досмотр и размещение.
Осужденные живут в комнатах по несколько человек. Со стороны они больше напоминают спальни в оздоровительных лагерях. Каждый может пользоваться шкафом и личной тумбочкой. Также в распоряжении осужденных есть холодильник, плита, стиральная машина и прочие прелести жизни. О том, что они находятся под присмотром, напоминают лишь видеокамеры в углу комнат.
Кроме того, 24 часа в сутки с осужденными находятся два младших инспектора. Дежурные проводят проверки, следят за трезвостью подопечных и наличием запрещенных предметов. Как говорят сами сотрудники, работа несложная. А руководство добавляет, что радо видеть в своих рядах новые кадры.
В УФИЦ осужденные к принудительным работам живут по распорядку дня. Подъем — в 06:00. Далее — 15 минут на гигиенические процедуры и заправку кроватей. После — утренняя проверка и зарядка. Затем по будням большинство уходит на работу.
Как рассказал один из осужденных по имени Павел, он попал в исправительный центр после колонии. Мужчина признался, что не переживал из-за перевода, но первые две недели приходил в себя.
«Было дико, что люди ходят с телефонами, можно у инспектора отпроситься и пойти в магазин, свободно передвигаться по территории, которая прилегает к УФИЦ», — поделился собеседник NewsNN.
Павла, как и остальных осужденных, трудоустроили на «Линдовскую птицефабрику».
«После утренней проверки идем на служебный автобус и уезжаем на фабрику. Вечером — душ. Все стараются сделать дела до проверки. Потом отбой», — рассказывает он.
По словам Павла, осужденные живут мирно, без ссор. Но друзей заводить не спешат — только лишь приятельские отношения.
«Всегда находим общий язык сейчас же не 90-е, чтобы все решать палками. Может быть, у человека какие-то проблемы — разговариваешь, выясняешь. Большинство людей здесь после колонии, ведут себя хорошо. Нет ничего зазорного, ребята убираются. Много вежливых людей. Из 52 человек, может, лишь 10 ругаются матом — и то для связки слов», — подчеркнул собеседник NewsNN.
В условиях проживания в исправительном центре Павла все устраивает, разве что не хватает гостевых домиков для приезда родных.
После окончания рабочей смены у осужденных наступает свободное личное время. Потратить его можно на чтение, спорт, сериалы и пр. Не запрещен поход в магазин, кинотеатр, кафе. Те, у кого выходные, могут встретиться с семьей в пределах Борского округа. А некоторым даже позволено жить с родными вне общежития.
Для отбывающих наказание в исправительном центре проводятся занятия с психологами, лекции по противодействию экстремизму, а также спортивные соревнования. Кроме того, осужденные помогают жителям поселка. Например, они очистили памятник героям Великой Отечественной войны, поменяли линолеум в детсаду.
Осужденные также имеют возможность пользоваться личным транспортом. К настоящему моменту такое право есть у 18 человек. Однако в случае нарушения ПДД, его можно лишиться.
«Когда мы открылись, у нас месяцев восемь не было ни одной машины. Потом стали появляться. Некоторые осужденные даже накопили деньги и непосредственно здесь купили машину», — рассказала начальник первого изолированного участка Наталья Маркова.
Начальник пресс-службы ГУФСИН по Нижегородской области Роман Ведышев добавил, что в подобные центры попадают не закоренелые преступники, а те, кто встал на путь исправления. Например, кто совершил преступление небольшой или средней тяжести и был направлен в УФИЦ прямо из зала суда. Либо отбыл две трети наказания в колонии. Новая мера для них — это поощрение.
Может показаться, что жизнь осужденных в исправительных центрах полна свободы. Однако это не так. Были случаи, когда кто-то не возвращался в установленное время в общежитие, таких нарушителей объявляли в розыск. Побегом это назвать нельзя, правильно — уклонение от отбывания наказания в виде принудительных работ. За такое грозит обратная дорога в колонию.
Расположенная на Бору «Линдовская птицефарика» стала первым предприятием в Нижегородской области, на базе которого открылся УФИЦ. Там трудится примерно тысяча человек, из которых около 130 являются осужденными.
Владелец предприятия и депутат Заксобрания Нижегородской области Игорь Гордеев рассказал NewsNN, что услышал о возможности создания исправительных центров от другого народного избранника, экс-замгубернатора Дмитрия Краснова. При запуске первого общежития возникали сложности. Но открытие второго общежития шло уже как по накатанной. Сейчас планируется открытие третьего — на другом предприятии.
Гордеев отмечает, что выстроенная система взаимодействия выгодна как владельцам бизнеса, так и федеральной службе исполнения наказаний. В частности, предприниматель получает рабочую силу, а бюджет региона — налоговые отчисления. С зарплаты осужденные могут оплачивать взыскания по исполнительным листам, если такие есть. К тому же государство не тратит деньги на их содержание. Кроме того, такая система помогает социализировать осужденных и предусматривает их материальное стимулирование.
«Они такие же, как мы. Была проделана большая работа с коллективом, им объяснили, что те люди, которые к нам придут, уже свое наказание получили. Они теперь идут помогать предприятию: чтобы была зарплата выше, условия труда лучше. Они помогают заработать деньги предприятию», — говорит Гордеев.
Стоит отметить, что у осужденных зарплата такая же, как и у обычных сотрудников птицефабрики. Все работают в одинаковых условиях: занимаются выращиванием птицы, упаковкой продукции, выполняют функции ассенизаторов и даже работают в службе безопасности. На Новый год все получают набор из кофе и куриной колбасы. Гордеев шутит, что заключенные все же отличаются от других работников — они всегда приветствуют проходящих мимо.