«Час пик» — слово, от которого веет невыразимым ужасом, если вы живете в Нижнем Новгороде. Крупнейшие магистрали города заполняют тысячи автомобилей, следующих из центра к окраинам. Десятки автобусов развозят граждан в спальные районы. Далеко не все улицы и проспекты рассчитаны на такую нагрузку. Но самое страшное, что из-за ДТП движение порой встает полностью. В непогоду аварии — не редкость.
Но 17 октября даже вечерний час пик был особым. Из-за снежной бури в городе повалило более 200 деревьев, оборвало множество проводов. В результате электрический транспорт частично вышел из строя. Поэтому на один автобус приходилось еще больше пассажиров, чем обычно.
Так уж вышло, что мне, корреспонденту NewsNN, в этот вечер необходимо было добраться с площади Горького до улицы Лескова на Автозаводе. Когда вышла из офиса, уже не было ни снега, ни дождя. На Большой Покровской улице оказалось холодно, но довольно сухо. А вот ближе к площади Горького — намело. Под ногами активно таял лед, как это бывает весной. Ощущения не самые приятные. Ноги буквально проваливались во влажное и холодное месиво. И жижи этой было столько, что дойдя до остановки я поняла: даже высокие осенние «непромокаемые» ботинки меня не спасут. Так и оказалось — за 20 минут ожидания автобуса ноги промокли.
Добраться от Горького до Лескова можно без пересадок лишь на двух автобусах — А-68 и А-58. Интервал первого, по официальной информации, составляет 20 минут, второго — полчаса. Общий путь до моего дома — от 40 до 70 минут. Но в час пик 17 октября все было иначе. Во-первых, ближайший 68-й должен был подойти через 25 минут, а 58-й — через час.
Конечно, есть альтернативные варианты. Можно было, например, поехать на метро. Но мой маршрут делал этот вариант не самым удобным. Или вызвать такси. Но поездка обошлась бы в одну тысячу рублей — за 12, 2 км в экономе. Сравнив эту сумму со стоимостью проезда в автобусе, я решила, что не готова так шиковать.
Людей на остановке было много — они тоже ждали автобусы и маршрутки. В какой-то момент я насчитала 35 человек. Но многим не везло — сначала транспорта просто не было, потом, где-то к 18:20, начали пребывать автобусы один загруженее другого. Попасть внутрь удавалось от силы пяти желающим. Чтобы уехать, нижегородцам приходилось буквально «заталкивать» себя в салон. Мне повезло, что прибывший в 18:25 А-68 был полупустым.
Увы, радоваться пришлось недолго. На каждой остановке, куда мы приезжали, стояли десятки людей. Поэтому, когда наш «ЛИАЗ» проехал немного по проспекту Гагарина, салон оказался переполнен. А за одну остановку до Дворца спорта «Нагорный» пассажиры набились в автобус как сельди в бочку. В итоге закрыть двери у водителя получилось не с первого раза. Ни о каком «личном пространстве» в один метр, которым хвастается минтранс Нижегородской области, говорить не приходилось. Мне с трудом даже удавалось дышать.
Иронично, но кондуктора в автобусе не было, поэтому пассажиры были вынуждены подходить к кабине водителя для оплаты проезда. Представляете, каково это было делать в переполненном автобусе?! Тем не менее, самые ответственные граждане все равно шли к водителю. От этого тем, кто стоял, приходилось еще хуже.
«Потеснитесь, не видите что ли, висим?» — возмутилась стоящая в дверях женщина. Толпа послушно потеснилась на пару сантиметров.
«И каждый вечер так», — пожаловался молодой человек справа от меня.
«Ужасно. Некуда только жаловаться», — поддержали его другие пассажиры.
На котрасте с ними водитель, глядя на все новые и новые волны пассажиров, вел себя абсолютно невозмутимо.
«Это еще настоящая зима не началась, зимой бывает и хуже», — спокойно отреагировал на мой вопрос про нагрузку сотрудник «Нижегородпассажиравтотранса».
К худшему я оказалась не готова и вышла из автобуса на остановке после Дворца спорта. Только после 19:00 автобусы немного опустели, и добраться домой удалось без пробок.
Сколько же нервов и времени тратят пассажиры общественного транспорта в Нижнем Новгороде в час пик…