Posted 10 октября 2023, 06:22
Published 10 октября 2023, 06:22
Modified 12 октября 2023, 11:37
Updated 12 октября 2023, 11:37
Жители Нижегородской области бурно обсуждают повышение цен на топливо в Сети. Но появляются среди прочего жалобы на полное отсутствие того или иного вида бензина на заправках.
«А что у нас с бензином? В частности, на „Лукойле“ на Ясной нет АИ-95 и АИ-92. В пятницу не было АИ-95-евро», — пожаловалась 1 октября Анна.
«Цены накручивают! Так уже было в Ардатове и пос. Виняево (тут вообще задрали чуть ли не 90 рублей литр)», — возмутилась Надежда.
«В Заволжье автозаправочная станция „Лукойл“ второй день не продает бензин. Сегодня вообще закрылись. Табло с ценами выключено», — высказался Олег 28 сентября.
«Бензин в Сергаче бьет рекорды по ценам, а качества никакого!» — недоумевает Сергей.
«У нас в городе проблемы с 95 бензином! Мало того, что за последний месяц цена на него выросла на 10%, так его сегодня еще и нет нигде! Причем дефицита быть не может, так как подняли экспортные пошлины», — написала Наталья из Нижнего Новгорода 23 сентября.
Рост цен возник на стыке нескольких негативных факторов, считает главный редактор журнала «Нефть и питал» Владимир Бобылев. По его словам, часть нефтеперерабатывающих заводов летом находилась на ремонте — соответственно, они ограничивали объемы производства топлива. К этому добавились большие объемы экспорта нефтепродуктов.
Кроме того, с 1 сентября наполовину сократились демпферные выплаты. Такое положение не стимулировало компании поставлять топливо на внутренний рынок, полагает Бобылев. Плюсом проблемы с поставками РЖД — некоторые цистерны стояли на запасных путях, эстакадах налива-слива дольше, чем нужно. Сроки доставки до потребителя увеличились, и это послужило причинами роста цен, а впоследствии — дефицита.
«Даже в тех регионах, где находятся НПЗ [нефтеперерабатывающие заводы], как, например, Нижегородская область, так или иначе на некоторых заправках возник дефицит топлива. Правительство РФ наблюдало за ситуацией и ввело экстренную меру по запрету экспорта, что на оптовый сегмент уже повлияло. Цены в опте на бирже пошли вниз», — пояснил собеседник NewsNN.
Однако те объемы, которые продаются на бирже, дойдут до заправок спустя месяц. Ориентировочно, это произойдет лишь к концу октября. В настоящее же время продаются те объемы топлива, которые закупали по высоким ценам.
«В ближайшее время кардинального снижения цен на топливо ждать не стоит. Можно будет наблюдать незначительное падение цен на заправках крупных компаний, а независимые, скорее всего, будут ждать, пока до них доедут объемы топлива, которые приобретаются по упавшим ценам», — констатировал Бобылев.
Между тем, в минэнергетики Нижегородской области пояснили, что продажа топлива на заправках не подлежит государственному контролю в вопросах цен. Причина — оно не входит в список товаров, на которые распространяется регулирование. В связи с этим продавцы имеют право самостоятельно определять цены на топливо. Сдержать заоблочное повышение может только федеральная антимонопольная служба.
Со своей стороны ФАС уже потребовала от независимых заправок и нефтебаз понизить цены на топливо, продаваемое на заправках. В письменном уведомлении, отправленном собственникам компаний, подчеркивается, что цена топлива на оптовом рынке уже снизилась. И это следует учитывать при продаже в розницу.
По данным Росстата, в Нижегородской области средние потребительские цены на бензин, по состоянию на 2 октября в сравнении с началом сентября, выросли. В частности, АИ-92 подорожал на 0,6%, АИ-95 — на 0,3%, АИ-98 и выше — на 1,1%. Дизельное топливо выросло в цене на 2,4%.
Фактически ценник на АЗС отличается. По данным на 6 октября, заправить автомобиль 92-м бензином на «Лукойле» можно было за 49,6 рубля/литр, на «Терминале» — 49,90 руб./л, на «Газпромнефть» — 50,60, на «Газпроме» — 50,90. Выше всего ценник был на «Ирбисе» — 52,49 руб./л.
За один литр 95-го бензина нижегородцам на «Ирбисе» придется отдать 55,49 рубля, на «Газпромнефти» — 54,2 рубля, на «Газпроме» и в «Терминале» по 54,9 рубля, а на «Лукойле» — 53,88 рубля. Выгоднее остальных стоимость на «Татнефти» — 53,79 рубля.
Самый высокий ценник на дизельное топливо замечен был на «Газпроме» — 69,90 рубля, самый низкий — 30,05 рубля — на «Газпромнефти».
В ответ на жалобы жителей региона о дефиците в соцсетях, в министерстве энергетики Нижегородской области заявляют — на нефтебазах региона имеется достаточное количество топлива. Однако иногда возникают кратковременные задержки в отпуске топлива, связанные с перевозкой в условиях увеличивающегося спроса.
Сразу несколько собеседников NewsNN из числа работников заправочных станций обратили внимание, что замечают нехватку топлива у «Лукойла». По наблюдениям корреспондента, АИ-95 действительно пропадает с табло на некоторых АЗС. На автозаправочной станции этой сети, расположенной на проспекте Гагарина, комментировать ситуацию отказались. Ответ не был получен и от пресс-службы.
По словам заместителя директора АЗС NikOiL Николая Баранова, компании столкнулись с ограничениями объемов в мелкую розницу от компаний-производителей и резким взлетом биржевых цен. Не обошлось и без спекулятивной составляющей. По словам собеседника, некоторые трейдеры использовали недобросовестные рычаги, а торги на бирже заканчивались в считанные секунды.
«У кого есть товарный остаток — поднимают цены, чтобы хоть как-то продержаться и не остаться без топлива. У кого небольшой товарный остаток, соответственно, остались без топлива и поэтому на некоторых станциях не отпускают бензин», — сообщил он.
Ни на одной из шести АЗС, где побывал корреспондент NewsNN, не было замечено отсутствия какого-либо топлива. Давать комментарии на местах сотрудники отказываются. Лишь на «Татнефти» заверили, что не испытывают проблем, так как имеют завод в Нижнекамске.
По словам Баранова, ситуация непредсказуема и прогнозов на будущее быть не может. Все будет зависеть от принятых мер и их соблюдения игроками рынка.
«Разговоры о том, что вот розничные сети жируют и поднимают цены, мы их поругали, пусть опускают — это популизм. Заявление для обывателя. Никто не будет торговать себе в убыток», — констатировал замдиректора сети АЗС.
В то же время Бобылев полагает, что для улучшения ситуации необходимо решить вопрос с налогами в отрасли, а также графиками ремонта НПЗ.
«Количество налогов в одном литре топлива, покупаемом на АЗС, составляет 60-70%. Демпферный механизм в определенных условиях работает, но когда случается кризис, оказывается, что он не настолько эффективен, как хотелось бы. Плюс есть вопросы к плановым графикам работы НПЗ — нужно формировать их так, чтобы большая часть ремонтов не приходилась на сезон пикового спроса», — заключил собеседник NewsNN.