Posted 1 сентября 2023, 07:00
Published 1 сентября 2023, 07:00
Modified 1 сентября 2023, 07:00
Updated 1 сентября 2023, 07:00
— Многие считают, что вы пришли на должность гендиректора «Пари НН» как антикризисный менеджер. Так ли это?
— Нижегородский футбольный клуб, который мы знаем как «Пари НН», имеет богатую историю. До моего прихода клуб получил очень разный опыт, но настала пора двигаться дальше. Команда должна стать более успешной — и на поле, и в реализации различных проектов. Не могу сказать, что был кризис, сейчас просто стоят более амбициозные задачи.
Почему я стал гендиректором «Пари НН»? Может быть, дело в том, что я всю жизнь был управленцем — сначала в интеллектуальном бизнесе (продавал управленческие решения, консультировал крупные международные компании), потом на госслужбе; имею навыки менеджера. Глеб Сергеевич [Никитин] поставил задачи, которые мне показались интересными.
И одна из первых моих задач сейчас заключается в том, чтобы наладить в клубе систему управления. Много этим занимаюсь.
— Ходили слухи, что вас назначили гендиректором «Пари НН» после того, как вы отказались ехать в зону СВО. Это правда?
— Приглашения работать в зоне СВО не было. Более того, я уже несколько раз был там — и на передовой, и с гуманитарными миссиями. Я считаю, что это мой персональный человеческий долг. Ни я, ни моя команда не откажемся помогать. Будем продолжать это делать.
— До вас в «Пари НН» сменилось множество главных тренеров и игроков, но результат значительно не изменился. Что вы думаете насчет текучки кадров?
— В большом спорте ротация кадров — обычное дело. Здесь все происходит довольно быстро. Есть ли текучка в «Пари НН»? Есть. Будет ли она и дальше? Будет. Для этого мы создаем селекционный отдел, чтобы еще быстрее принимать управленческие решения.
Насчет тренера Сергея Юрана: нам пока нравится, как он работает. Нравится, что это не имитация бурной деятельности. Вся информация с тренировок и из других источников аккумулируется в его голове — и только потом выносится вердикт.
— А самого Юрана все устраивает?
— Думаю, да. Если бы ему что-то не понравилось, то он бы за словом в карман не полез. Как любые выдающиеся спортсмены, он целеустремленная и волевая личность. И если видит ошибку, то не постесняется о ней сказать. Может поделиться своим недовольством и с директором клуба, и с советом директоров, и с губернатором. И такие эпизоды бывали.
— Какой сейчас бюджет «Пари НН»? На сколько он вырос за последние пять лет?
Цифры не назову, но бюджет растет каждый квартал. Мы работаем не только над увеличением финансовых средств, но и привлекаем новых партнеров на бартерной основе. У клуба есть возможность развиваться во всех направлениях.
Что касается точных данных, это конфиденциальная информация, будет неправильно называть конкретные цифры.
— Вы говорили, что «Пари НН» ищет новых спонсоров. А в чем заключается основная сложность в этом вопросе?
— На мой взгляд, тут неправильно говорить, что мы в поисках спонсоров. В первую очередь, клубу остро нужны партнеры. В чем разница? Да очень просто. Если ты находишь организацию-партнера, то ты находишь своего единомышленника, вас связывают общие ценности, а потом уже деньги. Нам нужны долгосрочные отношения с теми, кто верит в российский футбол.
— Как сейчас выстраивается взаимодействие клуба с правительством Нижегородской области?
— Правительство — учредитель, и мы взаимодействуем постоянно. Есть и личный контакт с Глебом Сергеевичем. Мне важно погрузить его в наши изменения, получать обратную связь и поддержку. Ежедневно почти работаем по различным задачам. Нас слышат и ищут решения проблемных моментов.
Например, общаемся по поводу потенциальных партнеров, по состоянию стадиона «Нижний Новгород». Может быть, кого-то удивят мои слова, но да, он уже требует ремонта. И в этом нет ничего удивительного. Это огромный объект — как бы город в городе. У него очень сложная конструкция. И нам важно, чтобы все было здесь в хорошем состоянии, чтобы наше наследие чемпионата мира сохранилось как можно дольше!
— Какой процент футболистов, которым были сделаны предложения, отказался переходить в «Пари НН» в этом сезоне?
— Отказов обычно мы не получаем. Потому что перед предложением мы тщательно изучаем рынок, общаемся с самим игроком, его агентами. И когда выходим в финальную стадию коммуникации, то это технический процесс, скорее.
— Если бы у вас были безграничные возможности, то каких игроков вы бы приобрели в «Пари НН»?
— Как показывает практика, команды с небольшими бюджетами — ограниченными возможностями — очень часто навязывают качественную игру тем, кто имеет вроде бы безграничные возможности. Поэтому вопрос не в возможностях, а в умении распоряжаться своими ресурсами.
Конечно, хочется, чтобы в команде были звездные игроки. И я более чем уверен, такие футболисты уже есть в нашем составе. Калинский и Гоцук не только любимчики нижегородских болельщиков, их имена на слуху и в РПЛ. А как ярко сейчас заявил о себе Эдгар Севикян! О нем говорят постоянно и сравнивают с футболистами мирового уровня.
Опять же, покупать звезд футбола можно, но велик риск, что тогда ты невольно сделаешь ставку на одного игрока в ущерб всей команде. Это не командная работа, и мы пока не готовы к такому перекосу.
— Что вы, как гендиректор, никогда не сможете простить члену клуба?
— Предательство. Не только подчиненным. Всем, в кого верю и кого люблю. И не то что бы даже простить… Я христианин, и в Библии написано, что надо прощать. И когда кто-то сделал тебе плохо, надо пожалеть человека и простить.
Но предательство — это тяжелый стресс. Делаешь что-то, а потом об тебя вытирают ноги, используют тебя. Это мне очень не понравилось бы.
— Как вы относитесь к введению карты болельщика?
Нейтрально. Не вижу ничего плохого в ней. Да, конечно, чтобы попасть на стадион сейчас нужно совершить дополнительные действия, но они очень простые и оформить карту болельщика нужно лишь один раз. И если я, например, иду с ребенком на игру и знаю, что мы будем в безопасности благодаря карте болельщика, то не буду возражать против таких правил.
— Сами бываете на выездных матчах команды?
— Я стараюсь быть на всех выездных играх. Важно увидеть сам матч, как был выстроен игровой процесс. Сделать выводы.
— Как планируете привлекать болельщиков на домашние и выездные матчи?
— Планируем обширную пиар-компанию c участием всех команд клуба. Например, сейчас футболисты молодежки ведут прогнозы погоды, игроки ЮФЛ участвуют в имиджевых проектах клуба. Работаем над деталями в дни матчей: впервые на фуд-корте появились брендированные продукты «Пари НН». Начинаем тесно сотрудничать с рестораторами. Расширяем охваты размещения анонсов матчей. Юношеские команды обеспечиваем экипировкой, а также сейчас работаем над развитием магазина на Звездинке.
Нижегородцы глазами должны сталкиваться с нашей символикой, логотипом, ценностями.
Также попробуем нарастить фанатскую базу за счет болельщиков тех регионов, где нет своей команды. Я сейчас говорю про Саранск, Марий Эл и другие субъекты ПФО.
— Какую команду в РПЛ считаете основным конкурентом «Пари НН» на данный момент?
Да все! Там все конкуренты, на самом деле! Недооценивать кого-то не стоит. И для нас каждая игра пока — это вызов. Потому что «Пари НН» еще во второй половине турнирной таблицы.
— Когда, на ваш взгляд, «Пари НН» сможет сыграть, например, в еврокубках?
— Нам нужно сначала построить работу клуба так, чтобы мы соответствовали уровню еврокубков. Сейчас никто не играет там из-за ситуации в мире, но будем надеяться, что рано или поздно у России восстановится эта возможность.
Буду откровенен, «Пари НН» не хватает опыта. Но через ошибки и сложности мы доберемся до еврокубков. Когда я говорил, что мы будем в верхушке турнирной таблицы РПЛ, я не оговорился. Но речь шла не про этот год. Чем дольше клуб живет, тем больше опыта, тем мы ближе к заветному топу. Каждое поражение для нас — это рефлексия. И мы не просто обсуждаем и расходимся, мы придумываем, как исправить ошибки.
Думаю, у Нижнего Новгорода и в футболе обязательно будет возможность заявить о себе на мировом уровне! Это может уже через пять-семь лет произойти, если мы будем развиваться такими же темпами, как сейчас.