Законопроект о единой (адвалорной) ставке для всех видов удобрений был опубликован в начале августа. Согласно документу, с 1 сентября текущего года до 31 декабря 2024 года производители удобрений будут выплачивать одинаковую пошлину — 8% от таможенной стоимости всей экспортируемой продукции. По оценкам Минфина, эта мера может принести в бюджет 87 млрд рублей.
Фискальный механизм, который работает с начала 2023 года, предполагает пошлину в размере 23,5% от разницы между таможенной стоимостью и ценой отсечения в 450 долларов за тонну. То есть, в случае, когда цена тонны удобрений не достигает 450 долларов, ставка пошлины оказывается нулевой. Ставка принималась на волне высоких мировых цен на удобрения и, как ожидалось, должна была принести в бюджет 119 млрд рублей. Но из-за снижения цен на удобрения на мировых рынках в бюджет государства за первую половину этого года было выплачено только 5% от ожидаемой суммы — около 6 млрд рублей.
Минфин ищет, как восполнить выпадающие доходы в условиях дефицита бюджета и падения доходов, объяснил Forbes законодательную инициативу аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев.
«Не должно получиться так, как в прошлый раз, когда пошлина вводилась на фоне экстремально высоких цен, а вскоре после ее вступления в силу цены упали ниже порога отсечения $450 за тонну», — предупредил собеседник издания.
В Минфине уверены, что новая единая пошлина не внесет изменения в инвестиционные программы компаний-производителей и не окажет негативного влияния на развитие отрасли в долгосрочной перспективе. Но эксперты не разделяют уверенность министерства, поскольку такая «уравниловка» не учитывает сложность технологического цикла и себестоимость компонентов различных видов удобрений. «Плоская» ставка больно ударит по производителям сложных удобрений. К примеру, выпуск хлористого калия или переработка газа в аммиак, а затем в удобрения — процессы более простые и дешевые, чем многоступенчатое, технологически сложное производство фосфорных и комплексных удобрений.
В то же время производители комплексных удобрений являются ключевыми поставщиками продукции на внутренний рынок. Для таких компаний именно экспортная выручка была ключевым источником финансирования инвестиционных программ, а значит, и фундаментом развития не только компаний, но и всей отрасли. Более того, за счет прибыли от экспорта ведущие игроки рынка — такие как «ФосАгро», «ЕвроХим» и «Акрон» — в течение двух лет обеспечивают стабильно низкие цены на свою продукцию для отечественного АПК.
Против уравнительного подхода, который по факту дискриминирует производителей комплексных удобрений с высокой себестоимостью, уже выступили и российские производители, и экспертное сообщество.
Так компания «ФосАгро» призывает учесть себестоимость и рентабельность продукции при установлении экспортной пошлины на минеральные удобрения.
Генеральный директор компании Михаил Рыбников указал, что на фоне падения цены на калийные и азотные удобрения ниже черты отсечения в этом году 2/3 от общего объема средств производителей, поступивших в бюджет за первое полугодие, заплатил крупнейший производитель сложных и фосфорных удобрений — «ФосАгро».
«Если фактор разной себестоимости и рентабельности не будет учтен при выработке фискальных механизмов, будет наблюдаться несправедливый перекос в распределении налоговой нагрузки между компаниями отрасли. Львиная доля дополнительного налогового бремени, исчисляемого десятками миллиардов рублей, перейдет на производителей сложных удобрений, ударив по инвестиционному потенциалу сектора и его конкурентоспособности на глобальном рынке», — предупредил Рыбников.
Производители калийных и азотных удобрений практически не платили пошлину в этом году, подтвердил старший аналитик инвестиционного банка «Синара» Дмитрий Смолин.
«При плоской ставке в 8% в наихудших условиях оказываются производители сложных и комплексных удобрений, имеющих наиболее высокую себестоимость из-за технологии производства. Плоская ставка вызовет перекос в фискальных изъятиях из-за более низкой рентабельности у производителей сложных удобрений и более высокой цены», — сказал эксперт «Российской газете».
Для крупных компаний и так действует ряд ограничений — экспорт удобрений из России квотируется, также работает налог на сверхприбыль, а единая пошлина станет дополнительным барьером для компаний. Необходимо учитывать, что прибыль — это инвестиции в производство и социальную сферу, эффект от которых проявится на горизонте, как минимум, десяти лет.
По словам губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, в регионе производством удобрений занимаются три компании — Кировский филиал АО «Апатит», Северо-Западная Фосфорная Компания, Ковдорский ГОК.
«Первые два добывают апатит-нефелиновую руду, налог на добычу которой за последние три года повышался уже дважды, причем суммарно ставка налога с учетом коэффициента ренты выросла в семь раз. Таким образом, производители фосфорсодержащих удобрений уже работают с учетом значительного роста фискальной нагрузки, в отличие от производителей азотных удобрений, основным сырьем для выпуска которых является природный газ — ресурс с относительно стабильной, прогнозируемой ценой», — цитирует главу области «Мурманский вестник».
Чибис подчеркнул, что предприятия, которые производят апатитовый концентрат, ежегодно вкладывают миллиарды рублей в поддержание и развитие рудно-сырьевой базы, реализуя крупномасштабные инвестиционные проекты — «Вскрытие и подготовка к отработке запасов месторождения „Плато Расвумчорр“ до горизонта +310 м» и «Вскрытие и подготовка к отработке запасов горизонта +10м Кировского рудника», «Развитие Ковдорского горно-обогатительного комбината».
По мнению мурманского губернатора, снизить риски сокращения инвестпрограмм помог бы дифференцированный подход к распределению нагрузки по уплате экспортной пошлины на различные виды минеральных удобрений с учетом уровня их рентабельности.
Главу региона поддержала сенатор от Мурманской области Татьяна Сахарова.
«Уже на стадии производства апатитового концентрата, полностью сосредоточенного в Мурманской области, формируется его объективно высокая себестоимость… Один из возможных вариантов недопущения налогового перекоса — использование дифференцированного подхода», — заявила она, напомнив об эффективной системе дифференцированных экспортных пошлин на лесоматериалы.
Сенатор уверена, что перед принятием решения о единой пошлине необходима комплексная оценка с учетом мнений всех участников рынка, а также с акцентированием внимания на уровне расходов и социальной нагрузки предприятий.
Пошлина позволит справиться с проблемой наполнения бюджета, особенно с учетом продления ее действия до конца 2024 года. Так прокомментировал РИА Новости идею единой ставки президент Российского союза химиков Виктор Иванов.
«Однако с точки зрения распределения нагрузки между всеми участниками отрасли, ставка должна быть разделена между видами удобрений. В случае применения предлагаемой единой пошлины основная нагрузка по платежам ляжет на производителей, у которых большую долю в производстве занимают сложные удобрения, в первую очередь „ФосАгро“ и »Еврохим», — прогнозирует эксперт.
В Нижегородской области на днях стартовала уборочная кампания. Для выращивания всех видов культур нижегородским аграриям ежегодно требуется около 50 тысяч тонн минеральных удобрений. В структуре расходов сельхозпроизводителей это одна из самых крупных статей. Причем компенсируются траты не только за счет средств господдержки, но и за счет скидок, которые, как мы говорили выше, и предоставляют аграриям ключевые производители минеральных удобрений — например, «Акрон», «Еврохим» и «ФосАгро».