Posted 17 августа 2023, 12:03
Published 17 августа 2023, 12:03
Modified 17 августа 2023, 14:21
Updated 17 августа 2023, 14:21
Курс доллара зависит от многих факторов — торгового баланса, спроса и предложения со стороны физических и юридических лиц, стоимости денег, уровня инфляции, действий Центробанка, объясняет частный инвестор, автор Telegram-канала «Инвестор Альфа» Михаил Чуклин. Определить, какой из факторов окажет в моменте наибольшее влияние — очень сложно. Инвестор приводит пример с недавним повышением ключевой ставки, которое в моменте опустило доллар до 92 рублей, но затем он снова вырос до 99.
Финансовый советник и инвестор Андрей Лисин уверен, что сейчас наибольшее влияние на курс рубля оказывает баланс торговых операций — это соотношении того, сколько страна покупает за валюту товаров и услуг и сколько продает своих, получая за это доллары. Дефицит доллара в рамках торгового баланса и создает тренд для повышения его стоимости относительно рубля.
Во втором квартале 2023 года наблюдалась ситуация с падающими доходами российских нефтегазовых компаний за счет снижения цен на рынке энергоресурсов, санкций и дисконта на отечественные марки, напоминает руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами одной из инвестиционных компаний Сергей Соловых.
Однако, по мнению эксперта, сейчас курс рубля относительно других валют абсолютно рыночный, то есть определяется балансом спроса и предложения, а не устанавливается Центробанком. И в этом смысле динамика во многом определяется тем, как ведут себя крупнейшие игроки: экспортеры на стороне предложения иностранной валюты и импортеры на стороне спроса.
Ожидать какого-то значительного укрепления рубля не стоит, предупреждает Лисин. Даже после достаточно агрессивного поднятия ключевой ставки и с учетом обязанности экспортеров продавать 90% своей валютной выручки, а также определенных ограничений по внешнеэкономическим операциям.
«В полной мере эти способы не могут быть задействованы, поскольку это вообще может остановить все процессы, налаженные после ухода с российского рынка западных партнеров. В ближайшее время рубль может немного окрепнуть — спуститься к 93-95 за доллар, но это снижение однозначно ограничено, потому что сильного позитива в пользу рубля не наблюдается. На горизонте полугода-года я бы ожидал движение пары рубль-доллар вокруг ста, если не прилетит каких-то серьезных „черных лебедей“», — отметил собеседник NewsNN.
Соловых рассчитывает, что в случае необходимости Банк России применит все возможные механизмы для поддержания курса рубля. И это касается скорее не ключевой ставки, которая на валютном рынке сказывается опосредованно, а более быстродействующих мер: валютных интервенций, корректировки требований к экспортерам или импортерам и проч.
«До конца этого года Центробанк будет пытаться удержать рубль примерно в текущих условиях — то есть, в коридоре 95-105 рублей. Внезапное повышение ключевой ставки должно помочь ему в этом. Получится это или нет — совсем другой вопрос», — говорит Чуклин.
По мнению эксперта, Центробанк ведет тонкую игру. Ведь сильный рубль не идет на пользу экономике. А слабый — ведет к росту внутренней инфляции и ухудшению торгового баланса.
«Правильный ответ на вопрос: „Куда пойдет курс доллара“ у любого разумного инвестора — „не знаю“. Но прогнозы нужны для ориентира и своей стратегии. В долгосрочной перспективе ослабление рубля практически неизбежно», — предрекает Чуклин.
Соловых настроен более оптимистично. Он призывает внимательно слушать и анализировать риторику российских финансовых властей и то, как именно они определяют комфортные для экономики уровни курса рубля к доллару. Эксперт позитивно оценивает быструю реакцию ЦБ на достижение рублем психологической отметки, а также на данные по инфляции за июль.
По мнению Лисина, быстрого решения ситуации с курсом валют точно не будет. Он не исключает, что для рубля планка в 100 за доллар не только достижима, но и, вполне возможно, преодолима.
«Нужно помнить, что сила любой национальной валюты зависит от силы ее экономики. Можно искусственно какое-то время ее регулировать различными мерами и полумерами, но чем больше экономика производит товаров и услуг, которые востребованы не только внутри страны, но и за ее пределами, тем более востребована национальная валюта. Ожидать этого пока, к сожалению, не приходится, даже в ближайшие пару лет», — заключил инвестор.