Принудительные работы с проживанием в исправительном центре — это не совсем полная свобода, но все же лучше, чем колония или тюрьма. Практика ФСИН России показывает, что в стране все чаще стали открывать подобные центры и применять такой вид наказания, как принудительные работы, стремясь сделать его более гуманной альтернативой реальному лишению свободы в соответствии с уголовным кодексом РФ.
По словам заместителя губернатора Нижегородской области Петра Банникова, обустройство исправительных центров решает несколько задач — помимо социальной, еще и экономическую.
«Это выгодно нашему бизнесу. Центр отремонтирован на деньги предпринимателя Игоря Гордеева. Это уже не первый его центр. Как на сленге говорят: „История полетела“. Мы довольны. Бюджетных вливаний нет в данном случае. К тому же глава администрации нашел возможность сделать дорогу, чтобы и детей возить в школу, и работников на предприятие. Все это будет способствовать подъему и экономики, и страны», — отметил он.
Люди, отбывающие наказание в исправительных центрах при ИК, не изолированы от общества. В комнатах, где они проживают, нет решеток на окнах, здание не окружено высокими стенами и колючими заборами. Осужденным не предоставляется довольствие со стороны ФСИН. Государство не обеспечивает их пищей и одеждой. Вместо этого они работают на предприятии и получают заработную плату.
С помощью заработанных средств заключенные приобретают необходимые вещи и продукты, а также выплачивают назначенные судебные иски. Если у них есть автомобиль и права, то с письменного разрешения руководства ИК они могут даже передвигаться на нем до места работы. Сотовые телефоны, планшеты и выход в интернет не запрещены.
«Они же, по сути, свободные. Отметились, пошли на работу, с работы пришли — отметились. Пошли в магазин. Хорошо работают, нет никаких нарушений — встречаются с родственниками, уезжают на выходные, у них есть 18 дней отпуска», — рассказал бизнесмен, депутат регионального Заксобрания Игорь Гордеев.
Само село Спасское, где открылся исправительный центр, — это небольшой населенный пункт, число жителей в котором постепенно снижается. По некоторым данным, в настоящее время там проживают около 500 человек. В селе в 2022 году уже был открыт один УФИЦ. Осужденные трудоустроены на «Линдовскую птицефабрику». Новое учреждение также предназначено для работы на этом предприятии и вместит до 100 человек.
«Очень важная задача — это социализация. Входя в коллектив, люди привыкают к обычной гражданской жизни. У них достаточно хорошие послабления — они либо свободно ездят на автобусах, либо имеют возможность передвигаться на своем личном транспорте. Как будто трудовой лагерь. Мы изначально создали хорошие условия, чтобы поднять ответственность», — поделился Гордеев.
Бизнесмен и депутат добавил, что осужденные приносят пользу жителям села — могут вытолкать автомобиль, расчистить территорию вокруг памятника, постелить линолеум в детсаду, а также своими руками облагородить территорию вокруг УФИЦ. Например, в первом центре из кирпича и досок, докупив необходимые атрибуты, соорудили фонтан.
В новом учреждении раньше располагался детдом. После его закрытия помещение несколько лет пустовало, а с 2014 года было приспособлено для проживания беженцев с Донбасса.
После ремонта в нем появились большие жилые комнаты, где могут проживать от шести до 22 человек. Сам УФИЦ как по внешнему виду, так и внутри, больше напоминает общежитие. Вдоль стен установлены двухэтажные кровати. В комнатах имеются шкафы для хранения одежды, отдельная тумбочка для каждого человека, а также столы и стулья. В углу обязательно висит камера видеонаблюдения, картинка идет на компьютер инспектора, который сидит на первом этаже.
В правом крыле здания кухня и столовая. Еще до заселения осужденных они были укомплектованы холодильниками, плитами, кухонной утварью и даже микроволновками.
Есть и условная постирочная с машинками-автоматами. Для зимнего времени предусмотрены автоматы-сушилки для белья, гладильные доски и утюги.
Кстати, в здании есть и помещение для нарушителей в виде отдельной комнаты.
У осужденных особый распорядок дня. Подъем в 06:00 утра. Через 15 минут — проверка. До 07:30 нужно успеть позавтракать и подготовится к работе. До 17:00 приходится трудиться. После чего — личное время, а в 19:00 ужин. Готовят осужденные сами, продукты покупают сами и убирают за собой, соответственно, сами. После ужина есть еще один промежуток личного времени до проверки в 21:40. Отбой в 22:00.
Гордеев честно признался, что какими бы хорошими условия проживания (по сравнению с тюрьмой) не были, «побеги» случались. Но в целом люди стремятся не нарушать режим, чтобы не отправиться обратно за решетку. Несмотря на вольное проживание, алкоголь в УФИЦ строго запрещен. За такое нарушение можно вернуться в камеру.
Также Гордеев напомнил, что в региональном ЗСНО приняли законопроект, который на пять лет освобождает предпринимателей от уплаты налога на имущество, являющееся УФИЦ. Но также было бы неплохо, если бы помогали и ресурсные организации — допустим, в подводке коммуникаций. В целом же Гордеев считает, что бизнес должен справляться сам.
Между тем, до конца года в Нижегородской области откроются еще два исправительных центра — по 100 человек каждый. А в планах на следующий год еще одно учреждение на 300 человек, сообщил и. о. начальника главного управления минюста России по Нижегородской области Олег Чигрик.
«Всем известно, что, после выхода из мест лишения свободы, некоторыми совершаются повторные преступления. Зачастую это происходит, когда человек не адаптирован к социальной жизни. Работа и жизнь в исправительных центрах дают возможность не оторваться от социальной адаптации», — констатировал он.