Posted 5 августа 2023, 07:00

Published 5 августа 2023, 07:00

Modified 29 августа 2023, 09:58

Updated 29 августа 2023, 09:58

Новые ограничения не смогли сделать электросамокаты безопаснее в Нижнем Новгороде

Проблема — в голове. Эксперты прогнозируют новые ЧП с нижегородцами

5 августа 2023, 07:00
Фото: newsnn.ru.

Новые ограничения не смогли сделать электросамокаты безопаснее в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде число электросамокатов, которые сдают в аренду кикшериноговые сервисы, выросло за год как минимум на 30%. Однако новые ограничения не смогли сделать данный вид транспорта безопаснее. NewsNN разбирался, в чем причина и что нужно предпринять для исправления ситуации.

В 2021 году в Нижний Новгород пришла «самокатомания». Все чаще люди приобретают самокаты и электросамокаты для перемещения по городу или пользуются кикшеринговыми сервисами. C ейчас на местном рынке их два — Urent и Whoosh. Только сервис Whoosh держит 2000 самокатов. При этом за год их число увеличилось на 30%. Такими данными поделилась с NewsNN пресс-служба компании. В Urent весной тоже собирались довести число самокатов до двух тысяч.

«В 2023 году 28% жителей Нижнего Новгорода хотя бы раз проехали на самокате сервиса. В прошлом году этот показатель составлял 24%. Нижний находится на четвертом месте по востребованности кикшеринга из 50 городов, где мы работаем», — рассказали в компании Whoosh.

Десятки ДТП и новые правила

Но стоит помнить, что самокаты — это, прежде всего, транспорт, а не развлечение. В первом полугодии 2022 года Нижегородская область заняла третье место в России по числу ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). Об этом сообщалось в исследовании научного центра безопасности дорожного движения МВД России.

Тогда речь шла про 18 аварий с участием самокатов и скутеров. Травмы получили 24 человека. Но к концу прошлого года нижегородская Госавтоинспекция рассказала, что в регионе произошло 70 аварий с участием СИМ. В них получили травмы 47 человек, в том числе восемь детей.

В этом году Госавтоинспекция Нижегородской области зарегистрировала 41 происшествие с участием СИМ. Пострадали 30 человек, в том числе пятеро детей. Кроме того, было выявлено 22 нарушителя и три пьяных самокатчика.

«В этом году самокатов стало значительно больше. При этом серьезных ситуаций во время наших дежурств не возникало: столкновений с пешеходами не было, падения с самокатов были, но без травм. Основные нарушения прежние: езда по пешеходным дорожкам на большой скорости и использование вдвоем одного самоката. Делаем замечания», — рассказал NewsNN городовой.

С 1 марта в России СИМ признали транспортным средством. Согласно изменениям, допустимая скорость движения теперь составляет 25 км/час. Причем пешеход имеет приоритет. Также самокатам запрещено ездить по автомагистралям, в том числе по обочинам, можно — по проезжей части, но только по ходу движения и в один ряд.

Также в Нижнем Новгороде с апреля 2023 года появились новые ограничения для пользователей СИМ и правила пользования кикшеринговыми сервисами. Мэрия заключила договор с компаниями-владельцами электросамокатов. Согласно ему, скоростной режим 10 км/ч действует в границах улицы Большая Покровская, 15 км/ч — в границах ул. Рождественской, Нижне-Волжской набережной, Верхне-Волжской набережной, набережной Федоровского, а также в городских парках.

По данным Whoosh, на всех самокатах есть программное ограничение скорости. При въезде в такую зону звучит специальный сигнал, и самокат автоматически замедляется. После выезда оттуда скоростной режим восстанавливается.

И это не все ограничения. В администрации Нижнего Новгорода сообщали, что запретили ездить на СИМ детям младше семи лет и взрослым в нетрезвом состоянии. В мэрии NewsNN пояснили, что контролировать несовершеннолетних якобы должны родители. Также за самокатчиками следят сотрудники МВД и ГИБДД — в пределах своих полномочий.

Скоро также планируется ввести запрет на поездки на самокатах вдвоем.

«В данный момент мы тестируем технологию, которая поможет самокату самостоятельно определять поездки вдвоем. При обнаружении такого нарушения самокат будет издавать специальный звуковой сигнал и замедляться. Если второй пассажир не сойдет с самоката, он просто остановится», — рассказали в Whoosh.

В то же время, законом пока не предусмотрено предоставление медицинских документов для аренды СИМ. Также не проводится предпрокатный медосмотр граждан.

Причина проблем не в самокатах?

Опрошенные NewsNN эксперты считают, что отношение нижегородцев к СИМ практически не изменилось из-за десятков ДТП и новых ограничений. А значит, проблема никуда не делась.

«Я бы пока не говорил, что стали аккуратнее ездить [на самокатах]. Уровень травматизма еще высокий. Многие игнорируют инструкции, правила дорожного движения. Я уверен, что подавляющее большинство населения не в курсе новых правил. В общем, пока у нас не все готовы к тому, чтобы ездить на самокатах», — отметил глава отдела по пропаганде безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области Дмитрий Тюлин.

Автоэксперт, член ОНФ Сергей Кузин согласен, что нижегородцы халатно относятся к поездкам на самокатах.

«Есть возможность взять самокат — возьму. А инструкцию читать, думать, как управлять им — буду потом. Вот так рассуждают многие. Думают только о себе», — пояснил Кузин, добавив, что нужны не только законодательные изменения, но и в голове.

Транспортный обозреватель Александр Седов также убежден, что проблема не в самих самокатах, а в отсутствии уважения друг к другу. Первые правила дорожного движения появились еще в Древнем Риме, но нарушают их до сих пор. Получается, что это не панацея.

По словам собеседника NewsNN, у каждой серьезной «болезни» в обществе обычно есть первые симптомы, острая фаза, долгое и тяжелое лечение — и только потом выздоровление или стойкая ремиссия при благоприятном исходе.

«С самокатами та же история. Сейчас мы находимся в стадии терапии — проблема выявлена, возбудитель установлен, лекарства подобраны, но эффекта пока нет. Стали ли меньше самокатчики сбивать людей и создавать опасные ситуации на дорогах и тротуарах? Это очень субъективная оценка. Даже если и стали меньше, то незначительно. И прогресс будет еще нескоро: мы пока „не наелись“ самокатами», — полагает эксперт.

Также Седов вспомнил, что на днях видел, как пьяная компания каталась по Нижне-Волжской набережной на самокатах и чудом никого не сбила и сама осталась цела.

«Кто их остановит на пешеходной зоне и в „дудочку“ заставит дунуть? ГИБДД? Так их там нет и не было. Пока что эти самые новые правила так и остаются на бумаге. Поэтому тут надо докручивать дисциплину, понимать, как контролировать выполнение новых правил или просто искать другие способы купирования проблемы. Плодить правила для всех и каждого, я считаю бесполезной затеей», — заключил он.
Подпишитесь