Posted 28 июня 2023,, 15:18

Published 28 июня 2023,, 15:18

Modified 28 июня 2023,, 15:19

Updated 28 июня 2023,, 15:19

Очередное падение лифта: в подмосковном Воскресенске пострадали 2 человека

28 июня 2023, 15:18
В июне этого года два человека получили множественные ушибы в результате неисправности лифта в подмосковном Воскресенске. Инцидент произошел из-за неисправности системы остановки кабины.

Согласно информации АИС «ГЖИ МО», лифт был введен в эксплуатацию в 2007 году. Последняя дата технического освидетельствования — декабрь 2022 года.

По данным Национального лифтового союза, за последние пять лет в лифтах погибли 129 человек. В последнее время количество несчастных случаев участилось. Только за пять месяцев 2023 года в регионах России уже произошло 62 ЧП в лифтах и на эскалаторах. И это лишь те случаи, которые попали в новостные сводки. За прошедшую весну СМИ сообщили о десятках происшествий.

В марте рабочий погиб, сорвавшись в шахту лифта, в одном из торговых центров Иркутска. Мужчина упал в шахту лифта мебельной фабрики на Заставской в Петербурге. Рухнувший лифт убил 22-летнего парня на улице Невской в Самаре. В апреле из-за придавленного лифтом рабочего в Татарстане возбудили уголовное дело. В 18-этажном здании в Энгельсе мужчина сорвался вниз на лифте и ударился головой. В мае два человека оказались заперты в лифте горящей многоэтажки в Уфе. Лифт с 16-летним парнем рухнул на юго-востоке Москвы.

В сфере производства лифтов наблюдаются проблемы, которые не решаются годами. Так, например, в Хабаровском крае в этом году планируется заменить 279 лифтов. Их производителями выступят Щербинский лифтостроительный завод и Карачаровский механический завод. Однако первая компания, как сообщает «Коммерсантъ», оказалась замешанной в картельном сговоре. Если кратко, то несколько лет назад сына экс-губернатора Иркутской области Андрея Левченко суд признал виновным в мошенничестве при замене лифтов во время капитального ремонта жилых домов. Согласно данным следствия, он совместно с директором местной компании «Звезда» Олегом Хамуляком попытался разделить товарный рынок с помощью картельного соглашения с вице-президентом Национального лифтового союза Сергеем Чернышовым и бывшим топ-менеджером ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» Дмитрием Коженовым. Этот картельный сговор привел к незаконному извлечению дохода на сумму почти 1 млрд рублей.

А Карачаровский механический завод и вовсе признан банкротом. Конкурсный управляющий КМЗ в июне обратился в Арбитражный суд Москвы с заявлением о взыскании с контролирующих должника лиц более 2,5 млрд рублей убытков.

А эти заводы, как известно, входят в топ-3 заводов по строительству лифтов в стране. Импортозамещение с такими участниками рынка остается также под угрозой. Лифтовая сфера терпит кризис именно потому, что нет системного подхода: производители заинтересованы только в прибыли, а что произойдет с их продукцией, в чьи руки она попадет и сколько прослужит — не имеет значения.

К слову, обслуживанием лифтового оборудования в настоящее время далеко не всегда занимаются профессионалы. За уже запущенный лифт отвечает УК или ТСЖ. Управляющая компания несет ответственность и за диспетчерский контроль, и за техническое обслуживание лифта, включая его ремонт. Чаще всего УК в целях экономии нанимают не узкопрофильных специалистов, а «многостаночников». Потому что системного подхода в подготовке таких кадров — нет.

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на Ростехнадзор, почти 20% лифтов в РФ выработали максимальный срок эксплуатации. Всего в стране поставлено на учет около 496 тысяч лифтов, из них около 100 тысяч отработали назначенный срок службы в 25 лет. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светланы Разворотневой, к началу 2025 года в России необходимо заменить 93,6 тысячи лифтов.

Слабо обнадеживает тот факт, что с 1 марта управляющие компании перешли под контроль Ростехнадзора.

«Когда будет введен надзор со стороны государственного органа — в случае, если что-то произойдет, виновность ваша будет определена, если вы не выполнили правила», — отметил первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.

С 1 марта правительство вернуло Ростехнадзору и полномочия по контролю за безопасностью использования и содержанием опасных технических зданий и сооружений. К ним относятся лифты и подъемные платформы для инвалидов. Среди экспертов бытует мнение, что вся работа «на новых рельсах» может свестись к обыкновенному составлению отчетов, системно проблемы в лифтовой отрасли не решатся, потому что участники сферы действуют по принципу «каждый сам за себя», а страдают от этого подхода пассажиры лифтов и эскалаторов. И если систему не отстроить — ничего глобально не изменится.

"