Они выходят в новые регионы и сейчас ищут партнеров для открытия первых магазинов в Нижнем Новгороде. Об этом поговорили с основателем сети Иваном Зайченко.
— Разнообразие выбора продуктов в большом городе сегодня ограничивается набором продуктов из ближайшего сетевого супермаркета, чаще всего — не от местного производителя, а от массового производства. Сеть Жизньмарт предлагает иной подход к выбору продуктов. В чем отличие?
— Мы гордимся тем, что мы — федеральная сеть, работающая с локальными поставщиками. В каждом регионе мы формируем ассортимент из продукции местных поставщиков. При этом у нас высокие требования к составу. Мы не берем на полку продукты с определенными, не совсем полезными ингредиентами, поэтому и не работаем со многими федеральными поставщиками.
— А что точно никогда не попадет на полку Жизньмарт?
— «Кока-кола» или «Пепси» точно не встанут. Дешевые шоколадки нашим покупателям тоже не подойдут, так же как продукты, где есть большое содержание химии. Алкоголя и сигарет у нас тоже никогда не будет.
— В чем особенность работы с поставщиками?
— Мелкие производители, ремесленники, небольшие производства бывают не очень технологичны. Но такие поставщики обычно работают в тех сегментах, где не работают крупные игроки. Они делают ставку на натуральность, на локальность, изначально сами строят свои бренды. Это для нас большой плюс, мы их любим и берем их товары.
В самом формате Жизньмарт заложена невозможность работать с крупными федеральными поставщиками — наши покупатели хотят свежие, вкусные и натуральные продукты.
Есть еще такой момент: мы ограничены по объему, потому что представлены небольшим числом магазинов. Федеральные поставщики с нами работать не будут, даже если мы неожиданно этого захотим.
Кроме того, мы работаем под собственной торговой маркой (СТМ), на весь товар мы приклеиваем свою этикетку. Это наш знак качества. Приходя в новый город, мы ищем местных небольших поставщиков, договариваемся о поставках, работаем с ними — улучшаем качество, помогаем стать более технологичными.
— Насколько это сложный процесс?
— Мы очень нежно и трепетно относимся к нашим поставщикам. У нас почти нет штрафов, нет чека для захода на престижную полку. В очень многих вещах мы помогаем нашим поставщикам. В том числе, активно помогаем привести санитарное состояние производства к полному соответствию с нормами. Например, находим поставщика с классным продуктом — допустим, йогуртами, — но на производстве есть недочеты. Мы объясняем, что нужно исправить, подбираем ему грамотных консультантов в его отрасли. Он все приводит в порядок, проходит у нас аудит, и мы начинаем с ним работать.
Мы прощаем несерьезные ошибки. Когда происходит что-то критичное, мы ругаемся, но штрафуем крайне редко. Если поставщик нам два раза что-то не привез, мы не будем отказываться от его услуг. Лучше найдем еще одного поставщика, и они будут конкурировать.
Также мы взаимодействуем с поставщиками по рецептурам. Видим, что поставщик классный, внимательный, очень ответственно подходит к работе, но продукт можно сделать еще лучше. Тогда мы вместе с ним дорабатываем рецептуры, говорим, что нужно сделать, какие ингредиенты поменять. В итоге получается хороший вкусный продукт, который обязательно появится в Жизньмарт.
— Не сложно управлять такой огромной сетью поставщиков в десятках городов?
— Мы работаем в системе управления бизнесом «Гуляш» и делаем ставку на развитие собственного направления в IT. Это позволяет гибко управлять процессами во всех регионах, вовремя пополнять ассортимент товаров на полке.
— Сейчас сеть готовится открывать магазины в Нижнем Новгороде. Вы имели уже опыт сотрудничества в этом регионе?
— Пока не было. Мы постоянно работаем одновременно во многих регионах, в 2023 году планируем выйти в Новосибирск, Пермь, Казань, Нижний Новгород. Также сейчас команда работает над наполнением магазина в Дубае. Всего открыто 142 магазина, всего два Жизньмарта собственные, остальные — по франшизе.
— Где сложнее всего было открывать первый магазин?
— В Дубае. Там вообще интересно. В Дубае поставщики не говорят «нет». Они просто неделями могут не отвечать, пообещав заключить договор и продать тот или иной товар. Они много раз скажут, что все сделают, но не сделают ничего, если им это не интересно. Прямого отказа вы не получите, нам понадобилось время, чтобы понять эту особенность.
Так или иначе мы нашли тех, кому мы интересны в Дубае. И они нам тоже интересны. Сейчас мы вместе дорабатываем меню, почти сформирован ассортимент по большинству категорий.
— Интересно, а в разных городах я найду в Жизньмарт один и тот же мой любимый кефир?
— Вы найдете во всех магазинах вкусный и свежий кефир. Только это будет нижегородский, пермский или петербургский — то есть местный качественный кефир. Он будет приготовлен где-то недалеко от вас, на небольшом заводике, из местного молока.
Кстати, расскажу вам интересную историю из опыта с локальными продуктами. Мы открывались в Уфе, поставили на полку традиционные блюда: эчпочмак, самсу, традиционные блюда — все вкусное, свежее. И это все неожиданно не продается. То же самое представлено в очень большом количестве в других магазинах. Местные жители любят эти блюда, но у нас они почему-то не пошли. Мы быстро перестроились и сфокусировались на универсальной продукции или уникальных товарах, которых нет в других магазинах.
— А есть что-то локальное, что полюбили покупатели Жизньмарт других городах?
— Да. И это снова в Уфе! Мы в разных городах продаем уфимский чак-чак — он очень вкусный, мы сами его любим. Начали возить по всем городам, куда позволяет срок годности, и его также полюбили наши покупатели.
— Расскажите, а как строится продуктовая матрица сети?
— У нас около 60% локального ассортимента. Но есть и продукты длительного срока хранения — то, что мы можем доставлять по всем городам, что не имеет локальной специфики. Например, шоколад — его мы возим по всей России. Мы выбрали продукт «Гагаринской мануфактуры» — прекрасный, на мой вкус. Мы с ними очень долго работали без торговой марки Жизньмарт, потому что они хотели работать под своим брендом. Мы были не против. Со временем все-таки договорились, чтобы этикетка сменилась на наш «знак качества», нашу собственную торговую марку.
Еще один наш фирменный продукт — компоты и газировка из Челябинской области. Это сумасшедше вкусные напитки, их мы тоже продаем по всей стране.
А вот молоко, сыры, колбаса, мясо, готовая продукция — должны быть от местных поставщиков. Свежие и вкусные.
— У Жизньмарт есть собственная миссия?
— Быстро. Надежно. Недорого. Очень вкусно. Мы хотим изменить то, как люди покупают продукты. Полностью пересобрать культуру покупки. Моя главная задача — создать и для покупателей, и для сотрудников новый опыт, новые ощущения, чтобы это было по-другому, не так, как организовано в продуктовом ритейле сегодня, а максимально просто и удобно.
По концепции мы ближе к ресторанному бизнесу.Мы конкурируем с ними, потому что наша модель ближе к концепции общепита, чем к магазину. У покупателя появляется выбор: поужинать в кафе или взять наши полуфабрикаты и дома приготовить такой же, как в ресторане, вкусный ужин.
— Каким вы видите своего покупателя?
— Это молодые люди, которые ценят комфорт и качество. Возможно, через формирование привычки к правильному и вкусному питанию у молодежи мы достучимся до их родителей.
— Многие выбирают среди всех альтернатив именно Жизньмарт?
— Точно не скажу. По нашей статистике в течение года около 43% совершают у нас вторую и третью покупку. То есть покупатели возвращаются к нам снова и снова.
— Что из продукции Жизньмарт любите лично вы?
— Странно звучит, но мы продаем даже еду в металлических пакетах (реторт-пакеты). Это готовые блюда: борщ, курица с картошкой, щи, которые приготовлены в автоклаве. Они натуральные на 100%, но при этом у них долгий срок хранения. Это очень удобно.
— Щи в автоклаве похожи на классические суточные щи?
— Да. Я их обожаю! Покупаю сразу много и очень быстро съедаю, но стараюсь, чтобы в холодильнике они были всегда. Еще из моих любимых продуктов: стейки из капусты, салат из булгура с копченой курицей, сметана — она очень вкусная, особенно — к щам.
Команда Жизньмарт в поисках партнеров для открытия первых магазинов в Нижнем Новгороде. Подробнее о франшизе на сайте, телеграм-канале или по телефону +7 912 044 89 64, Евгений.
Реклама, ООО «КУШАТЬ НАДО ВКУСНО И ПОЛЕЗНО, А НЕ КАК СЕЙЧАС В МАГАЗИНАХ. ФРАНЧАЙЗИНГ»