Posted 13 июня 2023, 13:43
Published 13 июня 2023, 13:43
Modified 13 июня 2023, 13:45
Updated 13 июня 2023, 13:45
Деревня Стрелка расположена в Семеновском округе. Путь туда лежит через длинную, ухабистую проселочную дорогу, заросшую травой. К въезду в населенный пункт в советское время проложили асфальт. Им же покрыли проезд через речку Медведовку, подняв над ней небольшие бетонные сваи. Сейчас этот участок реки облюбовали бобры, настроив там плотин.
На въезде в деревню стоит памятник героям Великой Отечественной войны. Он — единственный нетронутый временем, сохранившийся островок цивилизации там.
Раньше Стрелка состояла из десятков домов. Местные дети посещали школу. В ней же жила худенькая хромоногая учительница. Она занимала отдельную комнату. Ученики начальных классов после уроков приносили женщине березовые почки, чтобы та сдавала их в аптеку.
В Стрелке были магазин, медпункт и почта. А в центре деревни находилась «пожарка». На ней висел рельс, звук которого при ударах оповещал жителей о ЧС.
«Мы маленькие были, а уже работали! Утром встанешь, нужно чтобы к завтраку на столе земляника была», — вспоминает житель Стрелки Виталий Кулюлин.
В деревне родились его мать и отец. Там мужчина провел большую часть жизни. А когда Стрелка опустела — переехал в соседнюю деревню Богоявление.
«Деревня наша километр длиной была. А потом дома увезли. Разбирали на бревна. Увозили, новые строили. А в Стрелке магазин закрыли, клуб закрыли, школу закрыли. Ну, а куда ребятишкам ходить-то? Разъехались все!» — рассказывает дядя Виталя.
Местные жители работали в колхозе, делали ложки. Почти в каждом хозяйстве были куры, свиньи, коровы…
В Стрелке было чем заняться в свободное время. Жители деревни отдыхали в местном клубе, ходили смотреть кино бродили по лесу, собирали грибы и ягоды, рыбачили.
«У нас радиола была. Был клуб, там кино показывали. „Поднятая целина“ фильм смотрели, „Высота“ еще. Была аппаратура узкопленочная. Ты ж не знаешь, поди, что это такое? Двадцать копеек — взрослый билет, пять копеек — детский», — продолжает собеседник NewsNN.
Поселение лишилось школы и клуба постепенно. А затем закрыли и магазин. Инфраструктура стянулась в соседние, более крупные населенные пункты. Стрелка стояла на отшибе.
Местным ребятишкам пришлось ходить на учебу за пять километров. А взрослым — затариваться продовольствием в Богоявлении. Их родная деревня пустела…
Сыграл роль в этом угасании и крупный пожар. В мае 1970 года мальчик из семьи Орловых нашел на улице кусочек кинопленки и поджег рядом с домом. От нее вспыхнули сухая трава и щепки. В жаркий день пламя моментально разошлось и принялось пожирать один деревянный дом за другим.
Все взрослые были на работе или в полях. Остановить огонь вовремя никто не успел. Выгорели дотла пять домохозяйств — Орловых, Кулюлиных, Горячевых, Хреновых, Корьевых. Когда в Стрелку приехали пожарные машины из Семенова, тушить было уже нечего.
«А мальчика кто наказывать будет. Да и за что? Никто его не наказал. Он ребятенок был совсем», — вспомнил тот страшный день Кулюлин.
После пожара стало ясно, что Стрелка скоро опустеет. Жители начали мигрировать в окрестные Пустынь, Беласовку, Богоявление. Некоторые вывозили свои дома целиком: разбирали бревенчатые срубы и транспортировали на новое место.
К девяностым Стрелка умерла. Остались от нее несколько домов. Один из тех, что не тронуло время, приспособили местные охотники, обосновав в нем перевалочный пункт.
Остальные строения, бесхозные и заброшенные, продолжают разрушаться. В них даже перестали заявляться мародеры. Дорога к Стрелке заросла травой по пояс, заболотилась. А на глиняном ее участке не встретишь человеческих следов. Тут бродят только звери.
«Каждые летние каникулы я приезжала в Деревню Богоявление к дедушке. Он брал меня с собой ранним утром собирать малину у Стрелки. Мы шли за ягодами долго, через высокую, росистую, хлесткую траву, по глубоким колдобинам, минуя серые, разрушенные дома. Я всегда старалась поспевать за дедушкой, с трудом шлепала тяжелыми сапогами и все смотрела по сторонам.
Богоявленские мальчишки, с которыми я дружила, пугали меня историей о женщине в белом, которая вечерами бродила по заброшенной деревне и протяжно кричала», — вспоминает корреспондент NewsNN Алёна Дорофеева.
Поговаривали, что она приходила со стороны заброшенного стрелковского кладбища, на котором хоронили раньше жителей деревни. Про старый погост мальчишки сочиняли небылицы. Якобы терялись там люди — плутали, боролись с головокружением и никак не могли выйти.
Любопытных деревенских детей тянуло к Стрелке желание наткнуться на жуткого призрака. Гурьба настороженной и чумазой ребятни замирала у въезда в селенье, а потом, заслышав уханье совы или собачий вой, с визгами и хохотом разбегалась.
Жители сел и деревень верят, что их родное место бережет от бед и невзгод дух-хранитель…
«Выйдя из деревни я сняла тяжелые, грязные сапоги, упаковала технику в рюкзак. Села в машину. Мы с водителем поехали в сторону вокзала. И тут, навстречу нам, из-за крутого поворота на проселочной дороге, вынырнула гурьба детей на велосипедах. Я попросила моего спутника остановиться, открыла окно уточнила у ребят, куда они едут», — рассказывает корреспондент NewsNN.
Дети хитро переглянулись, будто что-то замышляют, и сказали тихо:
«Мы к Стрелке… Просто посмотреть».