Posted 8 июня 2023,, 08:14

Published 8 июня 2023,, 08:14

Modified 8 июня 2023,, 08:17

Updated 8 июня 2023,, 08:17

Нижегородские парфюмеры не могут импортозаместить сырье и комплектующие

Яблони и табак? Чем пахнет Нижний Новгород

8 июня 2023, 08:14
Фото: newsnn.ru

Нижегородские парфюмеры не могут импортозаместить сырье и комплектующие

В Нижегородской области производят парфюмерную продукцию. Но большинство ароматов неуникальны или производятся сугубо на иностранном сырье. Создание локального производства в период санкций — настоящий вызов для предпринимателей. Как с ним справляются компании, выяснил NewsNN.

Ноты липового цвета, яблони и вишни

В 2021 году появилась информация, что Эльнара Подберезская в честь 800-летия Нижнего Новгорода создала парфюм «Столица закатов». «Ноты липового цвета, яблони и вишни рассказывают о традициях, культурном и историческом богатстве Нижнего Новгорода. А ноты рома, кожи и табака — о мужестве и отваге. Перуанский бальзам раскрывает всю красоту нижегородских закатов», — говорилось в описании духов.

Этот запуск привлек внимание к молодому парфюмерному бренду PDBR. Подберезская создала его в 2020 году. Она рассказала NewsNN что до сих пор дорабатывает аромат. В продажу он поступит в июле. Работа над созданием собственного производства идет медленно. По мнению Подберезской, в стране проблемы с образованием в сфере парфюмерии, сырьем, комплектующими и упаковкой.

«Отечественным хотелось бы сделать все — от сборки концентрата до комплектующих. Но парфюмерная отрасль в нашей стране продолжительное время не развивалась. Плюс не учат в России на парфюмеров. Насколько мне известно, я сейчас единственный парфюмер в Нижнем Новгороде, и одна создаю собственные парфюмерные композиции», — рассказала Подберезская.

Пока специалист использует для изготовления духов зарубежное европейское сырье. Локализовать удалось только полиграфию. Возможно, со временем можно будет перейти на китайские флаконы. Санкции негативно отразились на логистике, заметно повысив цены на импортную продукцию. По мнению Подберезской, потенциал у российских парфюмеров огромный. Но нужно внимание государства к данной отрасли. Например, были бы уместны гранты, говорит собеседница NewsNN.

Тесная связь с Европой

S Parfum & Cosmetics — производитель духов международного уровня с собственной фабрикой и научной-исследовательской лабораторией. Главный офис организации уже два года находится в Нижнем Новгороде. Но производственная площадка размещена в Астане (Казахстан), а лаборатория в Грасе (Франция).

В компании уточнили, что вынуждены «сохранять тесную связь с Европой» даже в период санкций. Так как все ароматы создаются исключительно на французском сырье.

«Повезло, что смогли грамотно и быстро решить ряд проблем, связанных с логистикой и практически не почувствовали изменений в нашей работе. Изменения коснулись лишь незначительного скачка цен на закупку, в связи с нестабильностью курса доллара и евро», — сообщили NewsNN в компании.

Также цена духов марки S Parfum & Cosmetics для потребителей практически не изменилась. В компании говорят, что могли бы потерять клиентов — поэтому наблюдали и ждали, когда курс валюты стабилизируется. После того, как Россию покинули многие крупные парфюмерные игроки, товарооборот фирмы увеличился, открываются новые магазины и запущена новая линейка продукции.

В компании считают, что далеко не все законодательные нововведения в России позитивно влияют на развитие отрасли. Например, маркировка продукции привела к серьезным затратам — как временным, так и финансовым. Поэтому регулирование отрасли необходимо, но важно, чтобы государство относилось к бизнесу более лояльно.

«Хорошо бы не вводить обременяющих правил и жесткого контроля, который очень мешает быстрому развитию. Это лучшая поддержка», — признаются парфюмеры.

Разработка американской компании

Новички на парфюмерном рынке появляются, но сделать производство рентабельным не просто. Например, этой весной нижегородский бренд ароматических свечей Sunny Candels выпустил сухие духи. Стоимость 15 миллилитров — 550 рублей.

«Как такового производства у меня нет, я изготавливаю продукцию в очень малых количествах. Это дело больше для души», — рассказывает создательница бренда Татьяна Бендюжко.

Основа парфюма — соевый воск и ароматические добавки. Последние стоят не дорого, если не брать иностранное сырье, цены на которое взлетели на 20-30% из-за санкций. Причем использованы готовые решения — ароматы, разработаны американской компанией согласно международным стандартам. Чтобы создавать аромат самостоятельно понадобится множество сертификатов безопасности, приобрести которые дорого и непросто.

«Есть, конечно, возможность смешивать простые эфирные масла и создавать более сложные композиции, но оффлайн обучения точно нет. И еще одна из возможных проблем — для создания композиций необходимо очень острое обоняние», — пояснила собеседница NewsNN.

На этапе запуска Бендюжко столкнулась с рядом трудностей — в основном, маркетинговых. Поэтому не уверена, что будет продолжать выпуск духов.

Русский цветочек против западного букета

Жалобы нижегородцев типичны — проблем у парфюмерной отрасли много.

«Есть множество российских брендов и даже нижегородские, они не дотягивают до уровня Франции, Италии — это очень простые ароматы, либо повторяющие звучание топовых хитов западных коллег. Я недавно была в Москве на российском парфюмерном съезде — увы, услышать классный отечественный продукт не вышло. Если сравнивать на простом примере, наша парфюмерия — это простой миленький цветочек, а западная парфюмерия — огромный красивый дорогой букет», — говорит нижегородский парфюмерный стилист, сотрудник «Парф Секта» Вера Скоробогатова.

Основатель бренда парфюма «Parfums Constantine» Константин Кострик из Казани полагает, что для успешного выхода на рынок тираж продукта должен начинаться от 10 тысяч штук. Тогда себестоимость одного флакона будет оптимальной. Выпускать такие партии могут только компании, уверенные, что смогут их продать.

По словам главы московской компании «Химсинтез» Леонида Осипова, если производить жидкие духи, то можно приобрести отечественные стекло, упаковку и спирт. Но отдушек в России все равно нет.

«Отдушку на весь мир поставляет, в основном, Франция. При этом во Франции себестоимость ее где-то 50-300 евро за килограмм. Но если там она стоит 300 евро, то здесь она будет стоить примерно 450. Плюс логистика, растаможка и все остальное», — сообщил Осипов.

Поиск партнеров

По мнению президента Торгово-промышленной палаты России (ТПП) Сергея Катырина, правительству РФ стоит обратить внимание на такие проблемы отрасли, как кадры, компетенции и финансы. Впрочем, похожие трудности испытывают предприятия и в других областях.

Российским парфюмерам стоит понимать, что в связи с новой международной обстановкой иностранные поставщики меняют условия сотрудничества. Причем не в их пользу.

«Естественно, они стали выставлять другие условия для наших покупателей. Ну, в смысле для наших производителей по компонентной базе. Если раньше можно было авансом все взять, то теперь в подавляющем большинстве случаев надо вносить предоплату», — отмечает Катырин.

У минпромторга России на данный момент есть две программы поддержки парфюмеров — малотоннажная химия и импортозамещение. Проблемами отрасли занимаются и в Торгово-промышленной палате.

«Для нас самая главная задача — поиск партнеров для наших производителей, парфюмеров, косметологов. Причем поиск партнеров внутри страны и в дружественных странах, организация бизнес-миссий по этому направлению», — говорит глава ТПП.

Сегодня парфюмеры, чтобы работать, должны не только иметь лицензию, а также маркировать и декларировать свою продукцию. Оборот спирта в отрасли отслеживают через систему ЕГАИС. Напрямую он не облагается акцизом, но компании обязаны уплатить так называемый «авансовый акциз», а потом обратиться в ФНС и оформить налоговый вычет.

"