Posted 5 июня 2023, 15:15
Published 5 июня 2023, 15:15
Modified 5 июня 2023, 18:36
Updated 5 июня 2023, 18:36
Как рассказал корреспонденту эколог Асхат Каюмов, прежде всего в регионе очень «скромно» финансируют мероприятия по защите биоразнообразия. На уровне правительства Нижегородской области утверждена и актуализирована «Стратегия сохранения биоразнообразия» — документ, которого нет больше ни в одном регионе России. Но большинство из запланированных мероприятий якобы так и не были реализованы. Поскольку минфином средства на программу почти не выделяются. Гибель животных приводит к ухудшению экологии.
«Охрана животного мира находится в ведении минлесхоза, но там говорят, что занимаются только теми, которых можно поймать и съесть или убить и съесть. Спросите, что с остальными, и вам скажут, что на них денег не дают», — пожаловался Каюмов.
Еще одна острая проблема — утилизация отходов.
«У федеральной власти есть понимание, что проблему надо решить. Так как страна захлебывается в свалках, особенно, европейская часть. Но лоббисты из мусорного бизнеса серьезно тормозят процесс. Когда дымом Рублевку накрывает, правильные слова звучат, это похвально, вот только федеральный закон меняются почти каждый месяц и не всегда в интересах жителей страны. Нижегородская область заложник этой ситуации», — пояснил Каюмов.
Он добавил, что в регион поступает много денег для ликвидации свалок и объектов накопленного вреда, но результат этой работы бывает весьма спорным. В частности, «ликвидированные» свалки Игумново и «Белое море» в реальности были законсервированы. Поэтому ежегодно миллионы выделяются на их содержание районными властями.
При этом в области налаживается система сбора вторсырья, что является плюсом.
Также в числе наиболее масштабных экологических проблем Нижегородской области, по мнению Каюмова, — загрязнение воды и воздуха.
Что касается первого, то, по официальной информации Гидромета, за прошлый месяц превышение ПДК по воздуху регистрировалось 17 раз.
«Это не смертельно, но ущерб здоровью есть. Сколько-то лет ты не доживешь от нормы», — предупредил эколог.
Также он пожаловался на тенденцию среди нижегородских предпринимателей строить «ароматные» предприятия вплотную к поселкам. От таких решений страдают ежедневно сотни нижегородцев.
Воду в регионе очищают, прежде всего, за счет проекта «Оздоровление Волги» и строительства очистных сооружений в районах. Но Каюмов заметил, что при составлении планов допускаются ошибки, которые мешают экологам оценить эффект от их действий.
«Нижегородская область активно включилась в процесс. Однако, когда я спросил ответственных лиц на комиссии Законодательного собрания по экологии, насколько очистилась вода в той же Волге после их вмешательства, мне не смог никто ответить. Сказали, что такого критерия нет. Хотелось бы увидеть результат по качеству воды. Запросили у Гидромета эту информацию», — поделился наблюдениями эксперт.
Но больше всего эколога беспокоит «низкий уровень экологической грамотности» должностных лиц, принимающих решения на разных уровнях. Каюмов полагает, что она сформировалась из-за популярности в стране готовых управленческих моделей, согласно которым чиновник или работник надзорных органов не обязан в деталях разбираться в отрасли, которую курирует.
«Мы выращиваем управленцев, которые „все умеют“. Но минус этой системы очевиден — требуется тратить огромное время, чтобы разбираться в специфике отрасли, которую вам поручат. Частично проблема решается за счет создания коллегиальных совещательных органов вокруг должностного лица. Минэкологии в Нижегородской области, например, ими активно пользуется. Я вижу, что ошибок в работе министерства в итоге становится меньше. Но на других уровнях не все так блестяще», — отметил Каюмов.