Список субсидируемых авиамаршрутов Росавиация утвердила осенью 2022 года. Перечень включает 308 направлений между российскими городами, которые выполняются в обход Москвы, что делает их быстрыми и недорогими.
Многие эти авиамаршруты должны действовать с 1 января до 31 мая и с 1 октября до конца года. По данным Росавиации, в Екатеринбург, Оренбург, Саратов, Тюмень, Уфу, Новосибирск, Самару и Мурманск авиакомпании летают круглый год. Со стороны правительства Нижегородской области направления софинансируются в диапазоне от 25 до 61%.
В марте 2023 года Росавиация объявила о запуске субсидируемых рейсов в Петрозаводск и Томск, хоть этих направлений и нет в осеннем перечне маршрутов. Авиасообщение с Томском начнется со 2 июня. А вот авиарейсы между Петрозаводском и Нижним Новгородом окончательно отменили в конце апреля.
Изначально в 2023 году на субсидирование авиамаршрутов планировали потратить 9 млрд рублей. Но позже Росавиация решила сэкономить из-за дефицита бюджета и сократила финансирование до 7,5 млрд рублей — на 17%. Как следствие — часть авиакомпаний начала отменять перелеты из-за экономической нецелесообразности.
Реализацией программы субсидируемых внутрироссийских авиаперевозок занимаются 17 компаний. По специальному сниженному тарифу они должны были продать 4 млн билетов.
Сокращение господдержки сказалось на Нижнем Новгороде не так болезненно, как на некоторых других регионах. Пока что известно об отмене рейсов между Петрозаводском и Нижним Новгородом. Летать авиакомпания «Икар» должна была со 2 мая с частотой два раза в неделю.
Также в расписании аэропорта имени Чкалова отсутствуют еще три субсидируемых авиарейса, о старте которых в 2023 году объявляла Росавиация. «Икар» должен был круглый год летать в Оренбург два раза в неделю. Сейчас, по данным нижегородского аэропорта, авиасообщение с этим городом полностью отсутствует.
То же самое с Тюменью — в перечне маршрутов с господдержкой говорится о том, что «Икар» должен летать туда круглогодично два раза в неделю. Авиасообщения между Нижним Новгородом и Тюменью сейчас нет.
Не летают самолеты и в Пермь. Но, возможно, это связано с тем, что первая часть полетной программы с господдержкой в этот город завершилась 30 апреля. Вторая часть должна начать действовать с 1 сентября до конца года.
Остальные субсидируемые направления, если верить информации на официальном сайте аэропорта имения Чкалова Нижнего Новгорода, сохранились. Но расписание все равно претерпело определенные изменения.
Например, авиарейсы из Нижнего Новгорода в Волгоград компании «Азимут» планировались два раза в неделю. Сейчас расписание говорит об одном рейсе — по пятницам.
В Астрахань полетная программа с господдержкой должная была работать до конца мая, а затем — с 1 октября до конца года. Сейчас известно о том, что авиасообщение с южным городом продлится до 28 сентября, но будет действовать все лето. Возможно, в октябре ее запустят на новых условиях, информации об этом пока нет.
Субсидируемые рейсы в Екатеринбург должны были запустить до конца года, пока что говорится о действии программы до конца октября, но зато четыре раза в неделю вместо трех запланированных.
Самолеты с дешевыми билетами в Казань должны летать из Нижнего Новгорода с 1 октября, пока что перевозчик объявил расписание полетов до конца сентября. Аналогичная ситуация и с Калининградом, расписание в самый западный российский город пока что известно до конца октября. Полеты с господдержкой должны будут работать с 1 октября по 31 декабря.
Полеты в Минеральные Воды, по расчетам Росавиации, авиакомпания «Икар» должна была выполнять с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря. На сайте нижегородского аэропорта значится, что полетная программа рассчитана с 27 марта по 26 октября. Но с сохранением регулярности полетов два раза в неделю.
В Мурманск «Икар» должен был летать круглый год, но по факту авиасообщение между городами будет работать со 2 мая по 27 октября. В Новосибирск полеты планировались круглый год шесть раз в неделю. Сейчас на сайте аэропорта заявлены рейсы три раза в неделю.
В Самару самолеты летают два раза в неделю вместо планируемых трех — по понедельникам и пятницам, программа будет действовать до 29 сентября, хотя должна была работать круглый год. В Саратов нижегородцы должны были летать с господдержкой круглый год, но по факту смогут делать это до 26 октября, зато два раза в неделю, как и планировалось.
Из Челябинска в Нижний Новгород и обратно «Ред Вингс» летает один раз в неделю с 22 мая по 11 сентября, хотя должен был соединять города в первом полугодии и с 1 октября до конца года. Возможно, осенью компания объявят о новом расписании.
Что касается отмены рейсов в целом по России, на сегодняшний день авиакомпании сообщили о прекращении полетов между Кемерово и Читой и между Санкт-Петербургом и Тобольском.
Субсидии уменьшают рыночную стоимость перелетов между городами России до 50%, поэтому без господдержки эти маршруты становятся невыгодны.
Отвечая на запрос NewsNN, нижегородский аэропорт имени Чкалова сообщил, что по состоянию на 18 апреля он не получал от авиакомпаний уведомлений о сокращении полетной программы. Но это не исключает роста цен на билеты, так как перевозчикам нужно будет как-то закрывать возникшую в бюджете «дыру».
Гендиректор Ассоциации агентств воздушного транспорта Сергей Демиденко считает, что недополученные от государства деньги авиакомпании попытаются компенсировать за счет роста цен на билеты. Уменьшение субсидирования неизбежно повлечет сокращение пассажиропотока между городами. В первую очередь, это ударит по развитию туризма.
Но директор турагентства «Москва-тур-Нижний Новгород» Евгений Пронин полагает, что этим летом сокращение господдержки не сыграет решающей роли для российской авиации. Гораздо болезненнее для нее сейчас другие проблемы. Например, нехватка запчастей.
Собеседник NewsNN предрек неминуемый рост цен на авиабилеты, особенно в месяцы повешенного спроса — июле и августе. Независимо от наличия субсидий по направлениям. А вот массовые отмены рейсов могут начаться осенью, когда пассажиропоток резко снизится.
«Когда прекратится субсидирование, цены вырастут, подорожание неминуемо. Куда деваться авиакомпаниям? Чудес не бывает», — отметил Пронин.