Министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев напомнил, что с момента открытия первой канатной дороги, которая связала Нижний Новгород и город Бор, прошло уже более 10 лет. В настоящее время это популярный вид транспорта: как среди жителей, так и туристов. Высокий спрос на услуги канатки даже приводит к длинным очередям. Это подтолкнуло власти задуматься о дальнейшем развитии данного вида перевозок. И уже в 2019 году на ПМЭФ было подписано соглашение о строительстве новой воздушной переправы.
Руководитель проекта «Национальные канатные дороги» Алексей Чудаев выступил с презентацией о том, что канатные дороги во всем мире — это экологически чистый и бесшумный вид транспорта. Они позволяют создавать новые маршруты, имеют вариативность при прокладке и не только.
Сейчас время в пути от Заречного бульвара до парка «Швейцария» или в обратном направлении отнимает более получаса, и это без учета пробок. Не все нижегородцы могут похвастаться тем, что живут и работают в одном районе. К тому же, в верхней части города сосредоточены основные достопримечательности, учебные и государственные заведения, культурно-развлекательные площадки и проч. В заречной же части больше сосредоточены предприятия, куда ежедневно на работу стремятся тысячи людей. Поток пассажиров и автомобилей колоссален в обоих направлениях.
По словам заместителя гендиректора по развитию компании «Урбантех» Марии Бротт, предполагается строительство канатной дороги из двух секций — от станции метро «Заречная» до станции «Тихая гавань» и от «Тихой гавани» до проспекта Гагарина.
«Время в пути будет занимать 15 минут. Предполагается, что перевозить канатная дорога будет более 10 тысяч пассажиров в сутки. И мы собираемся ее ввести в эксплуатацию в 2025 году», — сообщила Бротт.
Специалист добавила, что при пиковой загрузке на трассе канатной дороги будет курсировать 60 кабинок, каждая из которых рассчитана на восемь пассажиров. При этом технологией предусмотрено, что в межпиковое время кабинки автоматически отсоединяются от трассы и перемещаются в гараж, расположенный на одной из станций. Скорость движения — 5 м/с. Планируется, что начинать работу канатка будет в 06:45, а заканчивать — в 22:00. Длина маршрута составит 3,3 км.
В настоящий момент продолжается согласование эскизного проекта. Впереди еще несколько важных этапов: общественные слушания, историко-культурная и экологическая экспертизы, а по их результатам — главгосэкспертиза. После чего будет отрегулирован тариф, который установит правительство региона, и после запланировано начало строительных работ. На возведение канатной дороги концессионер направит 4,6 млрд рублей.
«Видя недовольство граждан внешней инфраструктурой Борской канатной дорогой, мы зашли с предложением — мы делаем комфортный вид транспорта для граждан. Чтобы можно было в тепле дождаться кабину, да и сами кабины будут оснащены системой обогрева», — резюмировала Бротт, добавив, что все станции будут оснащены эскалаторами и лифтами, а на каждом этаже станции будут туалеты, вендинговые автоматы и другие социально важные элементы.
Как отметила председатель гильдии экскурсоводов, член Общественной палаты Нижнего Новгорода Александра Шарова, канатная дорога положительно скажется как на жизни горожан, так и на туристическом потоке. Спрос на Борскую канатку достаточно высок. Но из-за особенностей расположения новой воздушной переправы предстоит подумать — что можно предложить гостям города и как ее интегрировать в туристическую сферу. Одним из условных вариантов она назвала экскурсии для детских групп «Высота, вода и воздух».
«Канатная дорога нужна и интересна, как в туристическом, так и в транспортном отношении. Но встают вопросы о размещении станций», — подчеркнула председатель Нижегородского областного отделения ВООП, заслуженный эколог РФ, член Общественного совета по благоустройству парка «Швейцария» Татьяна Созонтьева.
Эксперт подняла в обсуждении вопросы, которые больше всего волнуют местных жителей. Какие площади будут изъяты для строительства станций? Их поставят на свободных площадях? Какая площадь зеленых насаждений попадает в зону строительства объекта? Окажет ли канатка воздействие на особо охраняемую зону?
Бротт успокоила участников, отметив, что ни опора, ни стройка по плану не попадают на территорию «Урочища Слуда», которое является памятником природы. В процессе проработки проекта отказались от двух опор, которые могли бы появиться в парке, ограничившись одной. Концессионер также готов к диалогу с жителями и экспертным сообществом. Помимо этого на данном этапе в планах нет вырубки зеленых насаждений.
Разработчики новой канатной дороги также создали официальную группу в «ВКонтакте», чтобы знакомить горожан с актуальной информацией по канатной дороге через Оку и давать ответы горожанам на интересующие вопросы.
Директор филиала «Российской газеты» в Нижнем Новгороде Александр Сысоев предложил концессионеру подумать над связью между верхней станцией и берегом, где начинается Слуда, чтобы подарить нижегородцам инфраструктуру для прогулок в уникальном месте.
Институт политической психологии провел исследование отношения населения Нижнего Новгорода к строительству канатной дороги. Его результаты на круглом столе представил социолог Александр Прудник.
По данным опроса, в котором приняли участие 900 человек, 68,3% опрошенных жителей выступают «за» строительство канатной дороги. Отрицательно относятся к инициативе 21% граждан, а еще 9% смотрят на нее нейтрально.
Более половины респондентов среди основных целей использования воздушной переправы отметили возможность попасть в «Швейцарию» (59,6%), туристический потенциал для гостей (55,9%) и возможность добраться до транспортного узла на проспекте Гагарина (54,9%).
Востребованность канатки, по мнению горожан, обусловлена в основном возможностью избежать пробок, организацией семейного отдыха, как альтернатива такси. А среди ее преимуществ выделили прямую связь разных частей города, виды с высоты птичьего полета, уменьшение зависимости от пробок, особый колорит, который получит Нижний Новгород, экологичность данного вида транспорта и другое.