Нижегородцы жалуются на автобусы и маршрутки в «Центр развития транспортных систем» (ЦРТС) или в сообществе «Новая маршрутная сеть». На основе этих данных NewsNN выбрал самый «проблемный» транспорт. В нашем списке оказались А-2, А-20, А-63, А-64, А-36 и Т-76. Далее корреспондент лично проверил данные маршруты и оценил их по составленной нами пятибалльной шкале: соблюдение расписания и маршрута (остановки в положенных местах), наличие GPS-трекера, загруженность салонов и незадублированность.
Первая сложность, с которой столкнулся корреспондент NewsNN, — это невозможность дождаться некоторые муниципальные автобусы в час пик. Например, согласно расписанию, маршрут А-20 должен прибывать на остановку «Торговый центр» каждые 18 минут. Но с 17:17 до 18:30 20 апреля 2023 года не приехал ни один. Маршрут А-64, который якобы ходит каждые 12 минут, в тот же день пришлось ждать на остановке «Пролетарская» с 18:10 до 19:05.
Также утром 3 мая ожидание автобуса, следующего по маршруту А-2, составило более часа — с 10:01 до 11:07. Хотя интервал между рейсами должен быть не более 30 минут. Позже в ЦРТС сообщили, что у «Нижегородпассажиравтотранса» в тот временной период вышли из строя сразу несколько автобусов.
Интервал А-63 составляет 45 минут. Многовато для города-миллионника в час пик, но автобус все-таки приехал на остановку «Термаль» в срок. А-37 ходит раз в час, но рейс в указанный день не пропустил. Т-76 подъехал к остановке «Карповская церковь» через 25 минут — в соответствии с указанным интервалом.
Большинство автобусов в Нижнем Новгороде оборудованы GPS-трекерами, поэтому у пассажиров есть возможность узнать, когда транспорт приедет на остановку. При этом ЦРТС все еще получает жалобы, что на некоторых маршрутах нет такого устройства.
Точно утверждать, есть ли у каждого автобуса трекер или нет, мы не можем. Но почти все маршруты так или иначе отражались на «Яндекс.Картах». Исключение — А-36. В час пик горожан обслуживали по четыре автобуса А-20 и А-2, шесть А-63 и восемь А-64.
Также выяснилось, что проблемные маршруты ажиотажным спросом у нижегородцев не пользуются. Если некоторые автобусы люди брали с боем — так тесно было внутри, то в проверяемые NewsNN садились не более пяти человек.
Это довольно странно, учитывая, что маршрут А-64 связывает сразу три района Нижнего Новгорода — Автозаводский, Ленинский и Нижегородский. А А-63 проходит мимо нескольких крупных предприятий. А-2 следует от «Щербинок» до «Фантастики» — тоже довольно популярный маршрут у горожан.
В общем, во всех проверенных автобусах были свободные места. И они не проезжали мимо остановок. Поэтому по этим двум критериям NewsNN проблем не нашел. Хотя возникает вопрос — а нужны ли эти автобусы, если они не очень востребованы?
Оригинальностью проблемные маршруты похвастаться не смогли. Например, около 50% маршрута А-20 дублирует частный Т-83. Маршрут А-64 более самобытный, но если пассажир готов ехать с пересадками, то конкуренцию ему могут составить А-20, Т-13, А-40, А-58 и Т-37. Причем некоторые из них ездят гораздо чаще.
Около половины маршрута А-2 дублируют А-12, А-72 и троллейбус №31. Автобус А-63 на 40% дублирует А-68. Дублером Т-76 можно считать разве что Т-59, но очень условно. Многие остановки А-36 дублируют Т-31 и Т-97.
Напомним, что сейчас полномочия по отмене и вводу новых маршрутов переданы правительству Нижегородской области. Именно там решают, целесообразен или нет маршрут. Но по каким критериям это происходит — до конца неизвестно.
По итогам проверки максимальные пять баллов получил маршрут А-63. У него, по мнению корреспондента NewsNN, нет проблем с расписанием, переполненностью, трекером, остановками и задублированностью. Т-76 тоже соответствует параметрам, но порой не отражается на карте. Возможно, проблемы на стороне сервиса, а не перевозчика.
Хуже всего ситуация с А-20, А-2 и А-64. Возможно, поэтому нижегородцы почти не пользуются этими маршрутами.
Как уточнили в «НПАТ», сейчас на данных маршрутах обеспечить выпуск подвижного состава согласно утвержденному расписанию движения не представляется возможным из-за острой нехватки водительских кадров.