В феврале во время встречи с президентом России Владимиром Путиным председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров рассказал, что прошлый год был сложным в плане грузоперевозок. Логистические процессы были перенаправлены с Востока на Запад. Процесс не обошелся без сложностей.
Как пример, в нижегородской компании ООО «Терминал» корреспонденту NewsNN рассказали, что на доставку грузов по железной дороге существуют ограничения, в частности на Восточный полигон (сеть в границах Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог) и в Казахстан. Что же касается доставок из Нижегородской области, то в текущем году, по словам собеседника NewsNN, число задержек велико.
«Задержки есть. Они [заказчики] переходят на автотранспорт», — добавили в компании.
Как сообщили NewsNN в пресс-службе «ГЖД», за прошедший период 2023 года основными направлениями грузоперевозок железнодорожным транспортом со станций, расположенных в границах Нижегородской области, были Московская и Ленинградская области, в том числе порты Санкт-Петербурга. Помимо них грузы отправлялись в Татарстан, Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ, Пермский край и проч. Также поставки осуществляются внутри Нижегородской области. А перевозка грузов в контейнерах в основном осуществляется в экспортных направлениях — в Китай, Египет и Турцию.
Наряду с этим грузооборот с начала года по сравнению с аналогичным периодом прошлого оказался меньше на 0,8%. Лишь по трем видам товаров «ГЖД» демонстрирует рост погрузки. В остальном же спад составляет от 1% до 22%. Сильнее всего ощущается снижение оборота лесных грузов — на 22%, химикатов и соды — на 17%, а также строительных грузов — на 8%.
Однако снижение погрузки — не единственная проблема в сфере транспортировки грузов. Схемы доставки с марта 2022 года сильно изменились, что, вероятно, привело к задержкам поставок.
Более 30 исков за январь–апрель 2023 года поступило в адрес «Горьковской железной дороги». Их общая сумма исчисляется миллионами, и лишь небольшая часть не касается транспортировки грузов.
В целом же 2023 год начался для компании с иска от АО «Выксунский металлургический завод» о взыскании 2,7 млн рублей. Рассмотреть дело должны были в апреле, но перенесли заседание на более поздний срок.
Между тем самое минимальное требование к ГЖД — иск на сумму 9,8 тысячи рублей от АО «Промышленный железнодорожный транспорт „Владимир“». Он поступил в Арбитражный суд Нижегородской области в конце апреля.
Самое крупное требование было направлено в адрес ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Горьковская железная дорога» в январе 2023-го. Истец — «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК), который хотел взыскать 2,8 млн рублей пени за просрочку доставки груза в августе 2022 года. Но суд постановил взыскать лишь 1,2 млн рублей, так как сумма неустойки была несоразмерна последствиям нарушения обязательств.
Стоит сказать, что претензии от «ММК» к железнодорожникам поступают регулярно. В общей сложности за прошедший период этого года — таких было более 70, четыре из них к «ГЖД». Например, в апреле в Арбитражный суд Нижегородской области поступил иск на сумму 1,7 млн рублей. Еще по двум разбирательствам, которые поступили в производство в феврале, было вынесено решение — взыскать 1,3 млн рублей и 1 млн рублей соответственно.
За апрель, согласно картотеке Арбитражного суда, в отношении «ГЖД» поступило более 10 исков. Порядка 106 тысяч рублей пытается взыскать ООО «Руссоль», 142 тысячи рублей — ООО «Горнозаводскцемент», 332 тысячи рублей — ООО «Владимиртеплогаз», 662 тысячи рублей — АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат».
В «ГЖД» комментировать количество просроченных доставок грузов и причины таких инцидентов не стали. Вопросы NewsNN о судебных исках к компании также остались без ответа.