Posted 29 марта 2023, 09:41
Published 29 марта 2023, 09:41
Modified 29 марта 2023, 15:13
Updated 29 марта 2023, 15:13
Как сообщили NewsNN в ГУ МЧС по Нижегородской области, за прошлый год в регионе произошло 45 происшествий, связанных с отравлениями угарным газом, в результате которых 90 человек пострадали и двое погибли.
При этом в 2023 году уже также случился ряд ЧП. Например, в феврале на ул. Гаугеля в Нижнем Новгороде из-за отравления угарным газом погибла семья из двух взрослых и двух детей, еще один ребенок чудом выжил.
Кроме того, в январе по той же причине погибли мать и сын на Бору. А в марте были госпитализированы три человека из Кстовского района, а затем — четыре человека из Борского округа, включая детей.
Следователи полагают, что в основном к подобным трагедиям приводит безответственное отношение граждан к газовому оборудованию. А именно самостоятельная установка колонки или плиты, в частности, без вытяжки. Именно такая ситуация могла произойти в квартире на улице Гаугеля. Там в колонке, предположительно, не было датчика тяги.
По мнению сопредеседателя регионального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Бориса Караганова, у нижегородцев действительно есть проблемы с газовым оборудованием.
«После 2010 года это одна из самых больных тем для всех, кто занимается ЖКХ. В результате мы видим кратный рост трагедий в домах», — сообщил он в разговоре с NewsNN.
Глава «Союза Собственников Жилья» в Нижнем Новгороде Наталья Шартанова также рассказала, что получает много жалоб от собственников жилья на газовые службы. Но затруднилась сказать, могут ли они становится причиной участившихся происшествий.
Эксперты в сфере ЖКХ пояснили, что в России после 2005 года обслуживание газового оборудования осуществляется по новой системе. Раньше такую услугу оказывала ресурсоснабжающая компания. Регулярно в газифицированные здания приходили специалисты и проверяли, как работают колонка, плита и вентиляция. При необходимости — устраняли неисправности, а оплату включали в квитанцию за газ.
Но постепенно ответственность за исправность оборудования переложили на граждан. Теперь чаще всего собственник решает, нужны ли ему проверки. Для этого он заключает договор с ресурсоснабжающей или другой специализированной компанией. Право заказать услугу также имеют районные власти и домоуправляющие компании. Но «по умолчанию» ее никто сейчас не оказывает.
По законодательству, специалисты должны приходить проверять газовое оборудование не реже одного раза в год. Как показал опрос NewsNN, с такой периодичностью сталкиваются 40% нижегородцев. Еще 13% респондентов сообщили, что к ним приходят с проверками газового оборудования регулярно. А вот у оставшихся граждан не такие положительные отзывы. Например, 18% нижегородцев давно не видели газовщиков. А 14% сообщили, что у них вообще ни разу не проверяли оборудование.
По данным Караганова, договора на обслуживание газового оборудования не заключили около 30% жителей Нижегородской области. Кроме того, под видом сотрудников газовых служб к нижегородцам нередко приходят мошенники — об этом же сообщили и участники опроса NewsNN. Их действия могут негативно сказаться на безопасности.
Например, на сайте «Газпром газораспределение Нижний Новгород» говорится, что сотрудник должен заранее предупредить о дате проверки по телефону, почтой или повесить объявление на двери подъезда. Также по требованию такой специалист должен предъявить удостоверение. При этом он не продает никакие приборы и не оказывает услуги по их установке. В случае необходимости полномочность визита можно проверить по номеру 04 или 104. В самой компании не смогли сообщить NewsNN, сколько жалоб на мошенников поступило.
Также не все нижегородцы знают, что входит в обслуживание оборудования. В частности, оно должно включать проверку: целостности и соответствия нормативным требованиям ВКГО/ВДГО, наличия свободного доступа к ВКГО/ВДГО, состояния окраски и креплений газопровода, проверку герметичности соединений и отключающих устройств, работоспособности и смазки отключающих устройств на газопроводах, а также регулировку процесса сжигания газа, очистку горелок от загрязнений и проч.
Но в реальности далеко не всегда мастера оказывают потребителям услугу надлежащего качества.
«Создано огромное количество небольших фирм, которые занимаются обслуживанием. Честно или нечестно — пока не столкнешься, не узнаешь. Что входит в это обслуживание — тоже не всегда понятно. Приходят в жилеточках, говорят: „Подписывайте акт, мы у вас диагностировали“. А что сделано — неизвестно», — говорит Шартанова.
Собеседница NewsNN добавила, что многие нижегородцы готовы на все, чтобы у них не отключили газ. Так как восстановление снабжения — дело небыстрое. Поставщики же газа в любой проблемной ситуации предпочитают ставить «заглушки», лишающие собственника услуг.
Отметим, что проблемы с газовым оборудованием могут приводить к трагедиям и пострашнее. По информации ГУ МЧС по Нижегородской области, в прошлом году зафиксировано шесть происшествий, связанных с хлопками и взрывами бытового газа, в результате которых 26 человек пострадали и один погиб. Согласно данным РИА Новости, Нижегородская область занимает второе место в России по частоте ЧП с газом.
Пострадавшим собственникам государство обычно оказывает медицинскую помощь по ОМС. Также при определенных условиях возможно расселение дома — строительство взамен него нового или выплата компенсации. Например, жители дома на Краснодонцев, где летом 2020 года произошел взрыв, получили в общей сложности 379 млн рублей.
Как рассказала NewsNN юрист Алена Миронова, к ней в 2020 году обратилась одна из потерпевших. Она хотела быстрее получить от администрации Нижнего Новгорода средства за квартиру, которой лишилась по чужой вине. С такими же исками к мэрии планировали обратиться и другие автозаводцы, не дожидаясь расселения в конце 2023 года. Как пояснила юрист, данная категория дел осложнена отсутствием в законе точных сроков для сноса и расселения дома а также тем, что в качестве ответчика выступает государственный орган. В суде стало понятно, что ответчик хочет затянуть процесс. Поэтому собственники квартир с при помощи Мироновой А. Р. обращались во всевозможные надзорные ведомства.