Posted 28 марта 2023,, 12:01

Published 28 марта 2023,, 12:01

Modified 28 марта 2023,, 12:01

Updated 28 марта 2023,, 12:01

Эксперты: Запрет на рекламу безрецептурных лекарств снизит информированность россиян

Эксперты: Запрет на рекламу безрецептурных лекарств снизит информированность россиян

28 марта 2023, 12:01
Фото: 1MI
В Государственной думе РФ повторно рассмотрят законопроект о запрете теле- и радиорекламы безрецептурных препаратов. По мнению авторов инициативы, такую рекламу можно оставить только на специализированных каналах и в радиопрограммах с участием медиков и фармацевтов.

«Известия» совместно с экспертами обсудили, поможет ли этот запрет снизить бесконтрольное употребление лекарств, либо лишит пациентов необходимых знаний о своем здоровье.

Основным аргументом инициативной группы является то, что широкая реклама безрецептурных лекарств провоцирует пациентов на самолечение. А это очень беспокоит медиков.

Процент таких пациентов, использующих самолечение, может достигать 75-80%. Об этом заявил доктор медицинских наук, сопредседатель Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Антон Наумов.

Вместе с тем врачи допускают, что в некоторых ситуациях пациент должен иметь возможность самостоятельно заботиться о себе. Например, при наличии таких заболеваний, как диабет или астма.

«Ответственное самолечение — это не отказ от профессиональной медицинской помощи, а возможность для людей получить первичное знание и навыки для самостоятельной заботы о своем здоровье и для снижения избыточной зависимости от системы здравоохранения», — подчеркивает Наумов.

Депутат Государственной думы VI созыва Александр Тарнавский отметил, что политика запретов в такой сфере, как медицина, не работает.

По его словам, в России крайне необходимо уделять внимание основным принципам ответственного самолечения путем повышения медицинской грамотности населения. Это позволит заменить безответственный подход к здоровью на весьма эффективный самоконтроль и информированный выбор. Недостаток сведений о лекарственных препаратах может привести к повышенной нагрузке на систему здравоохранения, добавил эксперт.

В этой связи, считают специалисты, рациональным решением может стать расширение набора инструментов взаимодействия с пациентами. Разграничение в законе о рекламе терминов «информирование» и «реклама» могло бы на примере безрецептурных лекарственных средств повысить уровень общественного здравоохранения за счет ответственного самолечения потребителей.

В конечном итоге такие меры необходимо корректно оценивать и реализовывать только через диалог между бизнесом и государством. Тогда причастные стороны смогут найти оптимальные решения.

"