Каждый день в Нижегородской области фиксируется больше миллиона поездок на всех видах общественного транспорта. В подвижном составе региона установлено более 5000 терминалов, зарегистрировано 1,2 млн носителей транспортного приложения всех видов. Около 500 тысяч персональных карт выдано в Нижнем Новгороде. Подавляющее число — льготники и пенсионеры.
Растет и доля безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. В 2019 году налички было почти 50%, в 2021 году — 21%, на конец 2022 года этот показатель составил уже 12%. Около 5% пассажиров общественного транспорта в Нижнем Новгороде ездят «зайцами».
Стационарные терминалы в автобусах устанавливаются для того, чтобы в дальнейшем можно было перевести граждан на режим самообслуживания — то есть отказаться от кондукторов. Но для этого должны быть созданы определенные условия.
В прошлом году в Нижегородской области были расширены требования КоАП в части штрафов и полномочий органов контроля оплаты проезда. Но еще один этап формирования нормативных актов не закончен: не выпущено постановление правительства о порядке подтверждения оплаты проезда и порядке контроля оплаты проезда. Поэтому на сегодняшний день никаких протоколов о безбилетном проезде в транспорте не составляется.
«Как можно перейти к режиму самообслуживания, если реальной практики составления протоколов, реальных наказаний вообще нет?» — спросил депутатов комиссии гордумы по транспорту и дорожному хозяйству Юрий Рябиков.
По его словам, в законодательстве есть еще один пробел: если гражданин не хочет предъявлять кондуктору документы, он может их не показывать.
«Поэтому, даже если у нас этот контроль будет налажен, на регулярной основе все равно надо сопровождать его представителями органов правопорядка, которые имеют право устанавливать личность гражданина и задерживать его. Этот путь еще предстоит пройти», — добавил Рябиков.
Напомним, по итогам февраля 18 водителей автобусов в Нижнем Новгороде лишились премий из-за всевозможных нарушений. Еще 21 шофер получил выговор или замечание.