В Нижегородской области, по данным Федерального реестра инвалидов, проживает более 250 тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья. Важная задача для различных структур приложить все усилия для социализации таких граждан, предостеречь от затворничества и открыть путь в жизнь. Однако это невозможно без доступной городской среды.
В Нижегородской области вкладывают внушительные суммы в развитие туристической привлекательности — среди приезжающих есть и люди с инвалидностью. Во многом первое впечатление от города и инфраструктуры складывается после прибытия, например, на вокзал — одним из способов добраться до Нижнего Новгорода является железная дорога.
Согласно федеральному закону «Устав железнодорожного транспорта РФ», владельцы такой инфраструктуры обязаны обеспечить условия доступности для людей с инвалидностью наравне с другими пассажирами. Так, на вокзале в Нижнем Новгороде людям с ограниченным возможностями помогает «Центр содействия мобильности» (далее — Центр). По данным «Горьковской железной дороги» («ГЖД»), туда в 2022-м поступило 4,39 тысячи заявок, а годом ранее — 2,23 тысячи. На вокзале также есть пандусы для заезда, тактильные направляющие плиты и специальные лифты.
Но, по наблюдениям корреспондента NewsNN, такие плиты есть не везде — в некоторых местах они прерываются или расположены просто перед определенными объектами. Тактильный стенд для незрячих людей расположен на втором этаже. Чтобы попасть к нему, необходимо преодолеть путь на эскалаторе или лестнице, либо подняться на лифте и сделать крюк. Без помощи сотрудников Центра самостоятельное передвижение внутри здания вокзала со стороны может показаться непосильной задачей.
Как рассказал NewsNN общественный деятель Роман Кедр, зайти в здание железнодорожного вокзала в Нижнем Новгороде или выйти из него людям с ограниченными возможностями зрения несложно. А вот внутри начинается путаница.
«От входа идут прямо направляющие по полу, я сканирую их тростью. Люди же выходят через рамки на первую платформу, но почему-то за некоторое расстояние до этих рамок направляющие поворачивают влево, потом опять поворачивают в направлении первой платформы и резко уходят вправо. Человек, который четко идет по направляющим, упирается в торец выхода на платформу. Ни в дверь, ни в рамки, тупо в стену», — поделился Кедр.
Помимо этого на территории нижегородского железнодорожного вокзала есть тактильная плитка, обозначающая начало пути, лифт и туалет непосредственно перед самими объектами — а вот направляющих к ним, предположительно, нет. Не зная, где находится, например, лифт, незрячему человеку будет сложно его найти без посторонней помощи, уверен Кедр.
На «ГЖД» заявляют, что на вокзале «реализованы все необходимые для маломобильных пассажиров мероприятия», среди которых специальная навигация, пандусы, кнопки вызова персонала, а также обустроены места в санузлах и кассовой зоне.
Решать проблемы людей с ограниченными возможностями, с которыми они сталкиваются на объектах различной инфраструктуры, надо на этапе строительства, считает собеседник NewsNN. К разработке проектов стоит привлекать тех людей, которые непосредственно будут пользоваться этими объектами.
По словам председателя НРООИ «Инватур» Андрея Буланова, инвалиды часто приезжают в Нижний Новгород на поездах, так как здесь для них проводят различные мероприятия, конкурсы и соревнования. После реконструкции железнодорожного вокзала в 2018 году ситуация стала гораздо лучше, однако проблема доступности остается в других городах региона. Также Буланов говорит, что инвалидам не хватает специализированных вагонов.
Собеседник NewsNN также отметил, что неудобства для людей с ограниченными возможностями здоровья на нижегородском вокзале могут возникнуть, если прилегающие территории недостаточно почищены.