Нижний Новгород пока не планирует отказываться от песко-соляной смести, соли и реагентов при обработке тротуаров и улиц зимой. Об этом осенью 2022 года рассказал глава дептранса Нижнего Новгорода Андрей Житников. На эту зиму нижегородские власти заготовили еще больше средств для борьбы со снегом и льдом, чем в прошлом году: на улицы попадет 102 тысяч тонн песко-соляной смеси, 17 тысяч тонн соли и 6000 тонн реагентов.
Многие считают песок и соль безобидными «добавками». Отчасти это действительно так: песок нейтрален и не несет угрозы, кроме засорения тротуаров, улиц и ливневок. А вот с солью ситуация обстоит несколько сложнее: она делает окружающую среду более агрессивной, ускоряет коррозию кузовов машин, а вкупе с реагентами на тротуарах вредит лапам животных и приводит к засолению почв на газонах. Но и это далеко не исчерпывающий перечень вреда. Об этом NewsNN рассказал нижегородский эколог Дмитрий Левашов.
По словам специалиста, в крупных городах России при обработке улиц к привычной песко-соляной смеси добавляют химические реагенты — хлориды и сульфаты, которые позволяют бороться со льдом даже при сильных морозах.
«Машины сильнее ржавеют, увеличивается коррозия, сокращается срок службы авто. Для лап животных применение любых химических реагентов недопустимо. Вы же не будете брать с собой собаку на прогулку по свалке химических отходов? Здесь почти то же самое», — подчеркнул эколог.
В городе часто можно наблюдать картину, как грейдеры счищают снег на ближайшие газоны, засыпают сугробами деревья и оставляют их там таять до весны. Со временем снежная масса вместе с солью и нефтепродуктами стекает под корни деревьев, убивая растения и засоляя почву. После такого «удобрения» на клумбах ничего не растет — слой почвы нужно менять. Как итог — массовое засыхание зеленых насаждений в черте города. И дополнительные бюджетные траты на закупку новых саженцев.
«Даже простым грунтом можно убить дерево, не говоря уже о загрязненном снеге. Нефтепродукты смываются под корни деревьев, как и хлориды, которые содержатся в химических противогололедных реагентах», — рассказал Левашов.
Поскольку не все реагенты сметаются с улиц после таяния снега, с наступлением тепла хлориды и сульфаты вместе с пылью начинают разноситься по городу, попадая в легкие и печень горожан. Сама по себе эта смесь вредна для здоровья, но в теплое время года к ней прикрепляются такие ядовитые элементы, как бензопирен, который образуется в результате работы автотранспорта и обладает сильнейшей токсичностью и канцерогенной активностью.
Как оказалось, зимой в городе опасны не только противогололедные реагенты, но и снежные кучи, которые складируют на разных участках. В таких навалах содержится масса опасных отходов, начиная от реагентов, заканчивая нефтепродуктами и бензопиреном. Основным поставщиком последнего становятся старые грузовики или легковушки, которые ездят на бензине с низкооктановым числом.
Как рассказал Левашов, раньше считалось, что основной вред городской атмосфере наносят выхлопные газы автомобилей. Но выяснилось, что 60% загрязнений поступает в процессе эксплуатации и износа машин. Это подтекающее масло, антифриз, тормозные колодки, содержащие токсичный асбест. Все эти компоненты смываются либо оседают в снежной массе. Потом через ливневки и малые реки попадают в Оку и Волгу, поэтому весной реки визуально отличаются от того, что мы привыкли видеть летом — их цвет приобретает коричневатый оттенок с большим количеством масляных пятен. И на городских ливневках нет никаких нефтеловушек, как и отстойников, которые позволяли бы осаждать всю эту опасную взвесь.
В конечном счете соли оказываются в грунтовых, подземных или поверхностных водах. Как итог — поверхностные воды загрязняются, что усложняет процесс водоподготовки и ухудшает качество питьевой воды нижегородцев, считает доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ Александр Иванов.
Безопасной альтернативой песко-соляной смеси зимой могла бы стать гранитная крошка, которая успешно применяется в европейских странах. Например, в Финляндии. Там ею посыпают тротуары и улицы, а после окончания зимы собирают, промывают и на следующий год используют повторно.
В России гранитную крошку начали применять около 20 лет назад, но популярности она не приобрела. Крупные месторождения, по данным собеседника NewsNN, есть в Сибири, на Кавказе, в Карелии и на Кольском полуострове.
Возможно, от гранитной крошки отказались из-за необходимости собирать и промывать ее каждый год, тогда как песко-соляная смесь не требует лишних телодвижений. К тому же такой способ, скорее всего, более затратен по сравнению с солью.
«Наша конкурсная процедура закупок, которая заточена на удешевление, играет роль, потому что первоочередная задача — экономия средств. А потом уже начинают думать, насколько это безопасно», — подчеркнул Левашов.
О безопасности и эффективности гранитной крошки NewsNN рассказал и Иванов.
«Это точно работает, и работает очень хорошо. Крупная гранитная крошка является и безопасным и экологически чистым способом обеспечить движение, надежный контакт ноги и шины с землей. Конечно, это как с раздельным сбором отходов. Тут телодвижений больше требуется и впечатляющий финансовый результат не получится», — подчеркнул Иванов.
Осенью 2022 года первый заместитель главы Нижнего Новгорода Дмитрий Сивохин говорил, что город стремится отказаться от песко-соляной смеси в пользу более экологичных материалов. Но пока такой возможности нет. Сивохин уточнил, что работа по внедрению экологически чистых противогололедных материалов в городе все-таки ведется.