В настоящее время юрлицам за подделку продтоваров грозят только штрафы, причём не самые для них большие. Так, за подделку молочных продуктов придется заплатить от 300 000 до 600 000 рублей. При этом наибольшие объёмы суррогата (40-80%) фиксируются в следующих категориях: консервы рыбные и мясные, сладкие напитки, колбасы и в других, пишет газета “Известия”.
В ОПИ предлагают ужесточить меры противодействия производству фальсификату продуктов. При этом выявить фальсификацию, например, замену молочных жиров растительными, можно только в лаборатории. Общественники считают, что для выявленных нарушителей необходимо создать чёрный список. Товары производителей из данного списка следует не допускать в магазины и в точки общепита, а также следует запретить этим компаниям участие в госзакупках. В кабмине заявили, что подобного документа не получили.
В письме говорится, что предлагаемая мера имеет профилактический характер. Она не потребует внеплановых проверок, а также корректировки действующих регуляторных мер. Кроме этого эксперты напомнили, что подобные решения уже используют в контрактной системе закупок. В Российской Федерации уже имеются реестры недобросовестных подрядчиков, исполнителей и поставщиков, который ведёт Федеральная антимонопольная служба. В этом перечне находятся компании, не допускаемые к торгам и госзакупкам: ранее они нарушили правила конкурса.
По решению суда компанию могут внести в списки недобросовестных поставщиков. Но такие списки не всегда эффективны. Компания может зарегистрировать другое юрлицо и снова работать по госзаказам.
Россельхознадзор, в свою очередь, неоднократно обращал внимание на недостаточные наказания правонарушителей. Ведомство выступает за ужесточение мер в отношении тех, кто занимается производством и поставками фальсифицированной продукции. Особенно это касается поставщиков в организации социальной сферы. В службе отметили, что для выявления таких недобросовестных представителей рынка внедряются комплексы информаионных систем прослеживания.
Руководитель ОПИ Олег Павлов отметил, что чем глубже в процессе производства продуктов, тем больше возможностей для подмены ингредиентов. При этом даже крупные ритейлеры, проводящие проверки товаров перед тем, как выставить их на полки, не могут бороться со всеми уловками производителей фальсификата.
Согласно имеющейся у “Общественной потребительской инициативы” информации, основные каналы реализации фальсификата продуктов — несетевая розница, а также государственные закупки. Именно здесь недобросовестные производители предлагают наиболее низкие цены и выигрывают торги. По данным организации, на эти каналы приходится около 2/3 объемов сбыта. У государства пока нет эффективных инструментов, чтобы контролировать всё продовольствие, плюс санкции для нарушителей недостаточно жесткие.
Несмотря на то что в РФ есть система маркировки, которая помогает снизить долю суррогата, на рынке еще остаются производители нелегальной продукции. Они уже известны государству, ограничение для такого бизнеса на поставки в госучреждения выглядит логичным шагом.