Posted 9 февраля 2023, 08:22
Published 9 февраля 2023, 08:22
Modified 9 февраля 2023, 16:00
Updated 9 февраля 2023, 16:00
В России около трех тысяч предприятий радиоэлектронной промышленности. Но пока страна производит только 19% электроники, которую покупают граждане. Причем большая часть зарубежных санкций в 2022 году была направлена именно на такие компании. Поставку высокотехнологичной продукции в страну за 2022 год запретили страны ЕС, США, Япония, Тайвань и Южная Корея. Работать на российском рынке перестали производители электроники INTEL, HP Inc, HPE, DELL, Huawei, Cisco, AMD и другие. Оставшемуся бизнесу приходится развиваться под жесточайшим международным давлением.
Как рассказал NewsNN генеральный директор компании-системного интегратора «СОНЕТ» (Нижний Новгород) Алексей Малышев, сейчас на рынке доступны качественные отечественные ноутбуки, сервера и системы хранения данных. «Ноутбуки давно уже были освоены для производства. Они, конечно, на вкус некоторых, менее красивые и чуть более толстые, чем зарубежные, но свои задачи выполняют без каких-либо отличий от западных аналогов. Функциональной разницы нет. Если говорить о серверах и системах хранения данных, то наши производители освоили создание оборудования начального и среднего уровня, но аналогов высоконагруженных систем пока нет», — пояснил он.
При этом Малышев сообщил, что в России есть дефицит сложного телекоммуникационного оборудования, так как в данной отрасли работают лишь два производителя. И в целом на рынке радиоэлектроники предложение пока меньше спроса. «Хотя предприятия сейчас, насколько мне известно, активно инвестируют в расширение собственных мощностей, закупку техники и, думаю, что в течение одного-двух лет мы будем обеспечены собственными продуктами по количеству. Единственное тонкое место, которое останется — это иностранные компоненты, используемые в производстве. Но пока этот момент решается за счет параллельного импорта», — отметил собеседник NewsNN.
По данным на 2021 год, в Нижегородской области работали более 70 предприятий по производству радиоэлектроники. Данная отрасль составляет всего 4,9% от всей промышленности региона.
Однако не все организации являются строго российскими, поэтому в 2022 году некоторые крупные международные игроки могли выбыть из списка. Например, имевший головной офис в Нижнем Новгороде Intel часть работников релоцировал, а часть — отправил в простой.
Резкий отказ иностранцев от сотрудничества даже приводил к судебным тяжбам, негативно отражавшимся на финансовом состоянии местных компаний. Так, в сентябре 2022 года к уполномоченному по правам предпринимателей в Нижегородской области Павлу Солодкому обратилось ООО НТЦ «ПРОМИКА» с просьбой помочь в разрешении спора с заказчиком — «ОКБМ им. Африкантова». Организация много лет поставляла конструкторскому бюро контрольно-измерительную технику и средства промышленной автоматизации. В основе оборудования были продукты корпорации National Instruments Corporation, расположенной в США. Но в 2020 году у корпорации начались проблемы с поставками элементной базы микроэлектроники из-за пандемии коронавируса. А в марте 2022 года «ПРОМИКА» получила письмо, в котором сообщалось, что поставки прекращаются из-за спецоперации. В результате компания не выполнила в полной мере договор с «ОКБМ им. Африкантова». Завод подал на поставщика в суд, потребовав возместить убытки на 3 млн рублей. Благодаря вмешательству уполномоченного претензии частично были сняты.
Крупные предприятия давно переквалифицировались на производство военной продукции. Прежде всего, для российской авиации. Речь идет о таких заводах, как ГЗАС им. Попова, НИИ «Радиотехники», НПП «Прима», «Завод им. Петровского». Возросшая с началом СВО потребность в их услугах очевидна, и не удивительно, что выручка некоторых компаний за прошлый год по данным «СПАРК-Интерфакс» упала незначительно. Что касается использования иностранных процессоров, микросхем и других дефицитных компонентов, то неизвестно, отказались ли от них предприятия. Заводы не ответили на запрос NewsNN.
Нижегородские ноутбуки и сервера компании «Рикор Электроникс» из Арзамаса тоже успешно покоряют рынок. Большая часть электроники внутри — отечественная, но есть и зарубежные компоненты — процессоры (Intel и AMD), планки памяти и диски. Закупать их в прошлом году стало гораздо сложнее.
«Возникли логистические трудности, которые удалось преодолеть только благодаря параллельному импорту через Китай. Также часть процессоров мы закупали тайваньской сборки (речь идет, видимо, о русско-тайваньских процессорах „Байкал“ — прим. ред.), пока это было возможно. В данный момент проблем с комплектующим нет», — прокомментировали ситуацию на предприятии.
В связи с ограничениями производители ноутбуков со всей страны заинтересованы в господдержке.
К примеру, генеральный директор компании ICL Евгений Степанов заявил, что не отказался бы от льготного кредитования промышленности, производителей, а также организации кэшбека на приобретаемую российскую продукцию, по аналогии с туристическим кэшбеком.
«Любая господдержка сейчас для нас — благо. Нужны специалисты, нужны льготы и кэшбэк тоже по возможности», — отмечает директор «Рикор Электроникс» Андрей Шперлинг.
В последние годы российское правительство активно помогало предпринимателям развивать компании в сфере радиоэлектроники. Наглядный пример тому — тот же «Рикор Электроникс». Компания расширила производственные мощности в 2020 году благодаря льготному займу в 249,5 млн рублей. На новой площади ежегодно выпускается до 1 млн планшетов, ноутбуков и серверов.
Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин убежден, что не стоит отказываться от такого подхода. Именно он спасет российский IT-сектор в период санкций. «Сейчас в большей степени опираются на крупные компании. Но МСП более гибкий, он быстро перестраивается, может быть это и не очень легко ему дается, но он быстро перестраивается, и подстраивается под условия, которые создаются, иногда даже меняет направления своей деятельности», — пояснил Катырин.
Также чиновники, по словам Малышева из «СОНЕТ», являются одними из основных заказчиков отечественной ИТ-инфраструктуры, что является важным подспорьем для производителей.
И это не все возможные льготы для отрасли в ближайшие годы. Прошлой осенью минпромторг РФ обновил Стратегию развития электронной промышленности. В сентябре власти запустили программу поддержки технопарков в регионах. Компаниям возместят траты на проектирование таких объектов, их строительство и модернизацию.
По данным «Коммерсанта», сейчас в разработке еще одна мера поддержки — субсидии для серийного производства смартфонов, ноутбуков, компьютеров и другой электроники. А всего в ближайшие три года на субсидирование отрасли власти потратят почти 720 млрд рублей.