Posted 26 декабря 2022,, 12:27

Published 26 декабря 2022,, 12:27

Modified 26 декабря 2022,, 12:29

Updated 26 декабря 2022,, 12:29

Современный подход к проектированию: как Big Data помогает городам стать умными

26 декабря 2022, 12:27
Создание общественных пространств и комфортных условий для жизни в городе требует нового высокотехнологичного подхода.

В начале ноября в Нижнем Новгороде советом по земельным отношениям был поддержан проект развития территории в районе бывшего элеватора на улице Черниговской. Тема обустройства набережной вдоль Оки несколько лет была предметом обсуждения нижегородцев, строивших разные предположения о том, что же там будет, и сохранятся ли памятники культурного наследия — мельницы Башкирова и Дегтярева.

Новые общественные пространства и условия современной жизни требуют и нового подхода к жизнедеятельности города, который должен быть умным. Большое значение при этом имеют инструменты Big Data, которые широко используются при планировании организации городской среды. Сбор огромного количества данных позволяет узнать о том, что происходит в городе: где чаще всего появляются пробки, какие места и заведения наиболее интересны горожанам, или же, откуда приезжает больше всего туристов. Также аналитика позволяет разграничить потоки отдыхающих, приехавших из другого города или региона, и жителей близлежащего микрорайона.

Обладая этой информацией, можно спланировать оптимальную модель обустройства той или иной городской локации. Например, во Владивостоке с помощью Big Data была спроектирована новая набережная в бухтах Патрокл и Соболь. Специалисты компании МТС проанализировали туристический потенциал этой зоны. По предоставленным обезличенным данным разработчики проекта набережной смогли оценить потенциал территории для создания благоустроенного общественного пространства, которое отвечало бы предпочтениям и потребностям жителей и гостей города. Так, аналитика показала высокую популярность прибрежной зоны отдыха, а также отсутствие выраженной сезонности туристического потока.

Давайте рассмотрим, какие еще задачи поможет решить использование технологий Big Data.

Big Data в борьбе с пробками

С помощью Big Data можно пересмотреть подход к организации работы общественного транспорта. Если раньше информацию о популярности маршрутов и их списки приходилось собирать вручную, то сейчас на помощь приходят современные методы. Например, можно оценить востребованность того или иного автобуса, поток пассажиров в разное время суток, а также определить наиболее загруженные участки дорог.

Так, в Екатеринбурге для выявления потребности горожан в транспортном обеспечении используются инструменты Big Data МТС. Они собирают информацию о ежедневных маршрутах перемещения жителей города и предпочтительном виде транспорта, что позволяет оптимизировать транспортную сеть города. Например, добавить новые маршруты автобусов или остановки.

Увеличение потока туристов

Инструменты Big Data, которые используются в транспортной отрасли, также позволяют улучшить и другие сферы городской жизни. Сбор и аналитика данных помогают оценить туристический поток, сезонную загруженность города или региона и «объекты притяжения». За счет этого можно спрогнозировать, какой поток туристов ожидать в другие сезоны и определить наиболее интересные маршруты.

Например, в Самарской области с помощью аналитики МТС Министерство туризма подсчитало, что средняя продолжительность поездки в регион увеличилась в 2 раза, и туристы тратили на отдых в области в среднем на 30% больше. Также данные платформы позволили составить рейтинг регионов, из которых туристы приезжают, провести анализ сезонности, выявить популярные места, спрогнозировать маршруты и определить приоритетные направления для авиасообщения. Так Министерством транспорта и департаментом туризма было принято решение запустить программу субсидирования авиабилетов из Калининградской области.

Поиск подходящих локаций для бизнеса

Проанализировать данные о пешеходном трафике той или иной части города помогают геоналитические платформы. Все собранные данные обезличены и включают в себя такую информацию, как возраст, пол, уровень расходов по различным категориям, время нахождения на локации и другие параметры. Так предприниматели, которые планируют открывать новые магазины или заведения могут выбрать наиболее подходящие места для их расположения.

Например, компания МТС с помощью платформы GeoEffect проанализировала данные о пешеходном трафике в локациях города, которые популярная сеть ресторанов доставки в Уфе рассматривала для открытия новых торговых точек. Клиент получил многослойную карту, которая помогла выбрать 20 наиболее подходящих мест.

Более интересные массовые мероприятия

Сделать мероприятие для посетителей комфортнее и интереснее также можно с помощью инструментов Big Data. Часто такие данные собираются на основе аналитики продаж билетов, но, как мы знаем, городские мероприятия на отрытом воздухе бесплатны.

Сервис может собрать о посетителях обезличенную информацию, как, например, их возраст, пол, количество, а также время, которое они провели на площадке, и перемещение. По сформированному подробному отчету организатор будет делать выводы о том, хватило ли гостям зон отдыха и активности, фудкортов или другой инфраструктуры.

Один из примеров — анализ нескольких мероприятий в Самарской области: фестиваля набережных «ВолгаФест», международного фестиваля искусств «Шостакович XX век» и интерактивного музея под открытым небом «Дорога истории — наша Победа». Департамент туризма министерства культуры Самарской области обратился за помощью к инструментам Big Data компании МТС, чтобы лучше понять предпочтения аудитории. С помощью полученной информации организаторы смогут составить максимально интересную программу и обеспечить посетителям комфортные условия в будущем.

Конечно, это далеко не все задачи, которые можно решить с использованием инструментов Big Data. Информация — один из наиболее ценных ресурсов. По сравнению с традиционными методами, постепенно уходящими на второй план, Big Data позволяет собрать огромное количество данных намного оперативнее. А за счет их анализа становится возможным составить наиболее точный прогноз развития той или иной ситуации, выявить предпочтения аудитории, проектировать умные и комфортные для жизни города.

«Аналитика больших данных способна помочь не только в решении задач по улучшению городской инфраструктуры, но подойдет и для бизнеса любых размеров. Зачастую клиенты сами не знают, чего именно хотят, тогда как Big Data вскрывает неочевидные закономерности, делая знание о них важным преимуществом перед конкурентами. То есть, по сравнению с опросами и переписями, дает представление о том, как действительно ведут себя люди, а не как они хотели бы себя вести. При этом с системой может работать любой неподготовленный пользователь», — заключил директор филиала МТС в Нижегородской области Дмитрий Бобиков.

"