В первом полугодии 2022 года под домашний арест отправляли реже, чем за аналогичный период прошлого года. А под залог и вовсе отпустили всего лишь 21 человека, когда как самыми громкими преступлениями были экономические, то есть небольшой тяжести, пишут «Новые Известия».
В топ поводов для арестов, по мнению издания, вошли: хакерские атаки, госизмена, распространение фейков и дискредитация ВС РФ, махинации руководителей вузов.
Начало года было ознаменовано задержанием 16 членов хакерской группировки «REvil», причем ее участники считались самыми успешными хакерами в мире. Чуть позднее наручники надели на четверых членов хакерской группы «The Infraud Organisation», в том числе руководителя Андрея Новака. В общей сложности обе компании киберпреступников нанесли урон более чем на миллиард долларов.
В уходящем году несколько именитых ученых попали под следствие как предатели родины. Так, завлабораторией квантовых оптических технологий в Институте лазерной физики Сибирского отделения РАН Дмитрия Колкера, главного научного сотрудника Института теоретической и прикладной механики СО РАН, профессора НГУ и НГТУ Анатолия Маслова, директора Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича Сибирского отделения РАН Александра Шиплюка подозревают в госизмене.
Наряду с этим по новой статье о дискредитации также гремели громкие задержания. Первым в СИЗО оказался техник запасного пункта ГУ МВД Москвы Сергей Клоков. За распространение фейков арестовали оппозиционного политика Владимира Кара-Мурзу* и московского политика Илью Яшина*, священника Иоанна Курмоярова.
Еще одно направление фемиды в 2022 году — борьба с махинациями в вузах страны. Под прицелом правосудия оказались: якобы за хищение — и. о. директора Дальневосточного института управления РАНХиГС Игорь Макурин, за липовое трудоустройство сотрудников — ректор РАНХиГС Владимир Мау, за мошенничество — завлабораторией интенсификации процессов теплообмена Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе Сибирского отделения РАН Олег Кабов.
По словам правозащитницы, члена СПЧ и журналистки Евы Меркачевой, государство «стремится усилить контроль и бороться с мыслящими иначе».
«Сейчас мы живем в особых условиях. Военное положение у нас не объявлено, но в таком контексте все подается, что сейчас надо бдить за всем», — приводит ее слова издание.
* — включен в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.