Пожар в маленьком доме на несколько квартир, расположенном на улице Бакунина, случился 12 декабря. В тот день Анна решила зайти на работу к знакомому. Оделась. Выключила электронику, взяла сумку, в которой лежал паспорт. После встречи она хотела зайти в магазин. Все планы резко поменял один звонок.
— Я только дошла до Июльских дней, где работаю, как мне позвонил сосед и сказал: «Аня, у тебя пожар». Я понеслась домой. Там уже стояли пожарные машины, — вспоминает женщина.
Когда Анна бежала обратно к своему дому, она еще не знала, что потеряла все.
В квартире, где жила Анна, было уютно и хорошо. Единственная жилплощадь досталась ей в наследство от мамы в 2019 году. После смерти родственницы женщина сделала там косметический ремонт. Недорогой, но чистый. Тот, на который хватило невысокой зарплаты сотрудника медучреждения. Потихоньку начала обставлять все новой мебелью.
— Тут у меня стояла пальма. Моя любимая, красивая. Шикарный большой цветок, — говорит женщина, показывая рукой на черное пятно на полу гостиной, — А тут был диван. Новый. Я его только купила. Тоже сгорел.
Незадолго до пожара Анна решила завести дома котенка. Назвала его Симкой. В тот день он не спасся.
— Когда я уходила, он остался дома. После пожара я его долго искала по квартире. Нашла. Он задохнулся, — говорит Анна.
Обход этой квартиры похож на прогулку по преисподней. В измазанных копотью досках и лужицах пластика, в абсолютной темноте, Анна находит знакомые предметы интерьера, посуду, технику.
— Давайте в эту комнату зайдем. Тут у меня была кухня. Только вы осторожнее в белой шапке. Потолок горелый обвалился, — предупреждает женщина.
На кухне все черным-черно. Холодильник запаян намертво. Его оплавил огонь — теперь не открыть. На гарнитуре растеклись дощечки для разделки.
В других помещениях дела обстоят не лучше. В спальне лежали все документы. Они сгорели, вместе с одеждой, мебелью, косметикой и телевизором. В прихожей висит оплавившаяся парка Анны и разбросана обувь.
Зимняя куртка, в которую одета хрупкая и невысокая женщина, сидит на ее плечах слегка странно. Будто бы она ей не по размеру.
— У меня из одежды осталось то, в чем я была в день пожара, — объясняет Анна, — Все, что на мне сейчас, — все это мне люди собрали. Даже трусы, если быть честной.
Из всех помещений огонь не уничтожил только одно — боковую комнату. Там остался сидеть покрытый копотью, но уцелевший плюшевый мишка.
Этот пожар в жизни Анны не первый. В 90-е годы она будучи ребенком потеряла в огне свою бабушку. Пенсионерка жила на улице Фигнер, ныне Варварской. Тогда ночью в деревянном доме на несколько квартир погибли четыре человека.
— Случился пожар. Погибли муж с женой, мальчик четырех лет и моя бабушка. Мужчина всех разбудил, предупредил. Вернулся за женой и уже обратно не вышел. Моя бабушка бросилась спасать кошку. Выкинула ее со второго этажа. Когда сама бежала вниз, на нее упала горящая балка. Маленький мальчик сгорел. Ему годика четыре было. Он напугался пожара и спрятался под кроватью. Там остались руины. Эта трагедия осталась со мной с детства. Сейчас она меня настигла, — вспоминает Анна.
Рассказать о беде Анне помогла подруга. Она сфотографировала ее квартиру и отправила в несколько пабликов в социальных сетях. Анна не верила, что люди начнут оказывать ей помощь.
— Со мной истерика случилась. Я просто не могла поверить, что люди так начнут мне помогать, — поделилась женщина.
Благодаря волонтерам у нее снова появилась одежда. А еще — немного денег на покупку бойлера. После пожара Анне власти дали временную возможность жить в муниципальной комнате. Только, с ее слов, там не было ни кровати, ни холодильника, ни того самого бойлера, который дает возможность мыться в теплой воде.
— Когда мне дали комнату, сказали, хотите берите — хотите не берите, — вспоминает Анна, — Просто представляете, если бы не было людей, как бы я жила? Мало того, что мне жить негде, если бы не моя единственная подруга и волонтеры, я бы просто ночевала на улице. У меня все сгорело. Даже надеть было нечего. Я одну ночь после пожара на вокзале ночевала. А потом сразу на работу, — говорит Анна.
Сейчас Анна работает в психиатрической больнице на улице Июльских дней. Вторая работа неофициальная — торговля на Канавинском рынке. Финансовое положение, со слов нижегородки, у нее тяжелое. Нелегко приходится и ее ребенку:
— Моей дочери 19 лет. Она работает тоже на двух работах. Муж бывший не помогает ей. Я не работаю неделю из-за того, что постоянно бегаю со всеми документами. Все сгорело, все нужно восстанавливать, — делится женщина.
В доме, где жила Анна, по ее словам, немало проблем. Там отсутствует канализация, бывают перебои с электричеством. За полтора месяца до пожара женщина обратилась в районную администрацию с просьбой о помощи и получила отказ.
— Когда я просила помощи у администрации, я сказала, что у меня дома в критическом состоянии трубы, в критическом состоянии проводка. Я схоронила маму, папа пенсионер. Помочь некому. Это было за полтора месяца до пожара. У нас нет туалета. Выгребные ямы. Дом наш как-то странно подключен к электричеству. Бывало, что где-то что-то ремонтируют, у кого-то из соседей есть свет, у кого-то нет. Постоянные перепады с водой. Пожарные мне сказали, что скорее всего проблемы с проводкой давным-давно пошли, потому что резко так все вспыхнуть не могло, — говорит женщина.
Еще Анна рассказала, что время от времени у нее дома выбивало пробки. По ее словам, она просила у властей помочь разобраться с проблемой, связанной с электричеством, потому что не понимала, как в этом здании функционирует проводка.
— Я женщина. Я в этом не разбираюсь, говорит Анна, — Бывало, что я что-то включаю одновременно, допустим чайник и стиральную машинку, и у меня выбивает пробки. Я просила помочь. Мне отказали.
- От властей я прошу, чтобы они мне помогли с жильем. Хотя бы сделать ремонт. Я не прошу, чтобы они мне все восстановили. Но чтобы хоть как-то помогли. Хоть убрать все после пожара или стройматериалами. Это мой родной дом. Он для меня очень дорог. Моя мама тут последние дни провела. И я, конечно, хочу вернуться домой. Больше мне ничего не надо. У меня просто нет возможности справиться с этим самой, - говорит Анна.
Корреспондент NewsNN направил запрос в администрацию города, чтобы узнать, уведомлены ли там о ситуации, в которую попала нижегородка, а также выяснить, почему в доме не проверялась проводка.
Помимо этого, наш журналист попросил мэрию уточнить у администрации Канавинского района, почему Анне за полтора месяца до пожара отказали в помощи. Пока мы ждем ответов от ведомства.