О начале курсов было сообщено в октябре 2022 года. Министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов анонсировал их так: «Медицинские инструкторы — лучшие специалисты нашей области. Им будут помогать и наши студенты волонтеры. Обучение очное и будет длиться 14 часов со сдачей зачета в конце. По окончании курса будет выдаваться удостоверение».
Как рассказала собеседница NewsNN, узнав о курсах в октябре, она позвонила по телефону, указанному в посте министра. На звонок ответила координатор волонтеров-медиков Любовь Трефилова, записав контакты девушки. Однако затем более месяца никакой информации не поступало. Посетить курсы нижегородку пригласили лишь в декабре.
«Первые два часа мы слушали теорию. Частично нижегородцы постигают ее после просмотра фильмов на тему „Первая помощь пострадавшему в ДТП“, „Первая помощь при ожогах“ и т. п., а частично — благодаря лекции одного из сотрудников Центра медицины катастроф. В небольшом зале вместе со мной на экран смотрели около 35 человек. Большая часть из них, правда, оказалась студентами Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ). Помимо них в зале присутствовали сотрудники городских больниц, волонтеры и просто заинтересованные горожане», — поделилась собеседница.
Затем сотрудник Центра объяснил присутствующим на курсах азы оказания первой медицинской помощи — юридические и биологические. А также напомнил о видах кровотечения, ран и повязок. «Все это было, на мой взгляд, весьма полезно — и для тех, кто почти не оказывал первую помощь, и для тех, кто регулярно это делает», — считает нижегородка.
Позже «теоретика» должен был сменить «практик». Но тут вышла заминка, потому что, во-первых, курсантам сказали разделиться на группы — выяснилось, что студенты ПИМУ будут проходить практику отдельно и на более продвинутом уровне. Во-вторых, в зал вошел главный врач Центра медицины катастроф Нижегородской области Михаил Созонов, поинтересовавшись, с каким посылом пришли слушатели.
«Вскоре оказалось, что сделал он это не случайно — руководитель Центра признался, что в действительности рассчитывать на 14-часовой курс приглашенные не могут. Занятия будут длиться всего пять часов. Никакого зачета после них также не будет. Сертификаты по итогам обучения не предусмотрены. Созонов сказал, что оказывать медпомощь обязаны только медики и представители правоохранительных органов, а остальные могут этого не делать», — рассказала собеседница NewsNN.
Слова главврача возмутили некоторых учеников. Так, врач одной из городских больниц Ирина М. отметила, что записывалась на занятия исключительно, чтобы получить «корочки», так как в этом заинтересован ее работодатель. Волонтер Мария В. пояснила, что в скором времени хочет начать оказывать медпомощь раненым военным, поэтому ей нужны практические навыки и подтверждении о пройденных курсах в виде сертификата. Затем между ними произошел 20-минутный спор о курсах.
По данным собеседницы, Созонов настаивал, чтобы нижегородцы не ждали зачетов и «корочек». Так как якобы должны быть благодарны, что курсы есть в принципе. Волонтер же грубо одергивала его, говоря, что понимание Созонова о запросах гражданского населения устарело из-за непростой международной обстановки. Она требовала выдать удостоверение после обучения, и начать поскорее, а не «лить воду». Не сумев переспорить ее, мужчина удалился из зала.
Вместе с ним ушла и сотрудница больницы Ирина, считавшая, что получит по итогам обучения сертификат.
В результате долгожданная практика все-таки началась, но с задержкой и в напряженной обстановке. К счастью, у преподавателя получилось разрядить ее. За два с половиной часа (вместо запланированных трех) он доступно и интересно рассказал, как накладывать жгуты раненым, оказывать первую помощь людям, которые потеряли сознание или подавились чем-то, а также при инсульте и т. п.
Затем курсанты смогли перевязать друг друга, разбившись по парам, а также попрактиковаться с манекенами в приеме Геймлиха (применяется при удушье) и массаже сердца. Небольшой размер группы позволил практически каждому принять участие в тренировке.
«К сожалению, как и предупреждал Созонов, никакого зачета после практики не было, поэтому проверить себя пока не удалось», — заключила нижегородка.